Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Фейерверки и иллюминации в России XVIII в.

Фейерверк - это по-настоящему народное развлечение, не только в XXI веке, но и в Российской Империи 18 века. Ведь любоваться праздничными зрелищами могли люди любых сословий! Интересно, что для лучшего понимания "сюжета" представления зрителям раздавали аналог современных театральных "программок". Отличие от нынешних изделий было в использовании гравюр декораций праздника, а также текстовом их сопровождении - стихах и прозе лучших тогдашних поэтов: Ломоносова, Тредиаковского, Державина.

Помимо основного своего назначения - увеличения торжественности и зрелищности праздников, фейерверки задействовали для продвижения определенных идей. К разработке их концепции привлекали лучших мастеров, основной целью было воздействие на чувства и восприятие народа, изменение и формирование их художественного вкуса. Со временем пиротехника стала полноценной и самостоятельной наукой.

Около 30 лет всеми фейерверками в Петербурге, а также украшением города по случаям празднеств руководил итальянский декоратор и художник Ф.А.Градицци. Его рисунок по проекту известного культурного деятеля Российской империи Я. Штелина (немца по происхождению) стал основой офорта мастеров Гравировальной палаты под руководством И. Соколова "Фейерверк и иллюминация Петербурга" 1-го января 1756 года.

Среди множества русских мастеров гравюры стоит упомянуть также Г.А. Качалова - в 1757 году по рисунку того же Градицци он выполнил офорт "Фейерверк и иллюминация 1-го января 1758 года". Среди ряда гравюр особенно интересен рисунок, на котором представлено первое действие: "Минерва повергает гигантов с сотрясенной молниями вершины горы. Вниз, как камни, падают человеческие фигуры".

Празднования в честь воцарения императрицы Екатерины в 1762 году сопровождалась роскошным фейерверком в Москве. Его описывали как:

тихие искусством сделанные потешные огни... два удивлению достойные сильные каскады, которые огненную реку на подобие воды столбом в верх поднимают и... огненный ручей составляют.

Сотнями запускались ракеты, представлялись фигуры в виде огненных колес и причудливых "машин".

Частые праздники, сопровождаемые изумительными фейерверками, которые длились иногда по нескольку часов, в полной мере демонстрировали всему миру богатство русского императорского двора. Так, посол Дании с изумлением писал:

Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, при получении радостных вестей, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более чем песком, и вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы он по качеству и силе мог сравниться со здешним.

Действительно, на подобные забавы в Петербурге и Москве не жалели средств.

Впрочем, столицы были не единственными городами, где организовывались зрелищные салюты.

В начале 19-го века пиротехническое искусство в России было очень развито. Стоит отметить только наличие регламентации практики устройства фейерверков, например, выпущенное в 1809 году руководство за авторством графа Аракчеева "Положение о фейерверках". Согласно этому руководству, производство пиротехнических изделий и его проведения полностью переходило под контроль государства.

Естественно, развитие искусства - это и появление имен новых мастеров. Стоит вспомнить о таком профессионале, как Ф. Челеев, в 1824 году опубликовавший "Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней", важнейшую для развития искусства фейерверков книгу. В ней мастер писал:

Хотя упражнение фейерверочное не есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремесла), на коих наше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим... по всему всякая забава в свободное время облегчает труды... успокаивает и ободряет силы.

Первая половина 19-го века обогатила искусство фейерверка новыми приспособлениями: боевыми ракетами и ракетами с парашютом. Если боевые изделия давали возможность увеличить нагрузку ("начинку" - звездочки, огненный дождь, швермеры), то вторые позволяли продлить время горения, ведь на парашюте ракета спускалась заметно дольше.

Таким образом, фейерверки стали гораздо зрелищнее. Яркие цветные огни обязаны своему появлению изобретению французского химика К.Л. Бертолле, так называемой "бертолетовой соли". После того, как были открыты хлорноватые кислоты, это позволило сделать пламя еще более насыщенным и ярким.

С течением времени фейерверки становились доступными более широким массам, поскольку увеличение спроса порождало увеличение числа фабрик, производящих все необходимое для пиротехники. В то же время государственные праздники, сопровождаемые "огненными и световыми представлениями", становились реже и были всегда приурочены к крупным событиям.

Частично заменой фейерверкам стали иллюминации, изображать которые очень любят современные событиям художники. Например, акварель В.С. Садовникова, написанная в 1856 году, демонстрирует всю зрелищность и роскошь иллюминации на Мойке, которая волей художника стала полной имитацией венецианского канала во время карнавала.

Начало 20-го века ознаменовалось широкой популярностью салютов - на дачах, в ресторанах за городом, в развлекательных садах. Современники упоминают достаточно редкие крупные мероприятия с устройством пиротехнических зрелищ по торжественным дням - в "древней столице", а также в петербургской резиденции семьи императора.

Последний государственный, масштабный фейерверк официально состоялся в империи в 1915 году, как часть чествования победы империи под Перемышлем. Впрочем, есть также картина "Салют" ученика знаменитого Репина, И.И. Бродского (1883-1939), написанная в 1916 году под впечатлением от события. Сейчас картина хранится в Рыбинском историко-художественном музее.

Так закончилась эпоха великих фейерверков царства Русского и Российской империи. Далее были совсем другие представления, которые отражали иное время и иные идеологические установки.