Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Героические годы. Военные салюты: празднование успехов Красной армии в 1941-45 гг.

Художественная задача первых военных салютов - стремление выразить настроение общенародного ликования - привлекла ряд известных художников. Среди мастеров искусства отозвавшихся на событие, оказался например, художник из знаменитого подмосковного центра лаковой миниатюры "Федоскино" И.С. Семенов который сумел ярко и доходчиво выразить в серии шкатулок "Салют Москвы" всю силу символического значения салюта в борьбе нашего народа за Победу в этой несправедливой, беспощадной войне, где на кон было поставлено будущее не только России, но и всех народов, испокон веков населявших вольные простора Отечества! Художник оперирует большими пространствами, используя для коробки вертикальный формат и перспективу "с птичьего полета". Все здесь напряжено и тревожно, все изобразительные средства подчинены задаче воплощения тревожной и торжественной атмосферы военного времени, в которой, как некие оптимистические ноты, пробиваются огни фейерверка - символические звездочки будущей маячащей еще где-то вдалеке Великой Победы.

27 января 1944 года был запущен салют в честь снятия блокады в Ленинграде. Это событие нашло отражение в творчестве ленинградских живописцев, в частности, А. П. Остроумовой-Лебедевой и А. Ф. Пахомова.

Картина "Салют 27 января 1944 года", принадлежащая кисти Пахомова, стала финальной иллюстрацией серии "Ленинград в дни блокады". Праздничный салют оказал большое влияние на художника, благодаря чему это действие было отражено автором с драматизмом и остротой.

Картина Пахомова представляет собой зарисовку толпы горожан, собравшихся в районе Кировского моста. Многочисленные лица ленинградцев отражают широкий спектр эмоций и переживаний. Яркие огни салюта, взрываясь в небе, опускаются прямо на заснеженную Неву, освещая разными цветами лица и фигуры людей, собравшихся в плотную толпу. "Согласно моим представлениям, - комментирует свою картину художник, - сжимающие толпу каменные парапеты символизируют блокаду, окружение Ленинграда. А праздничный салют олицетворяет собой снятие блокады".

"Работая над картиной, - писал Пахомов, - я хотел раскрыть тему праздничного салюта не через демонстрацию световых эффектов, а через эмоции на лицах людей, переживших тяжелую блокаду".

Художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева написала в своих "Автобиографических записках" об этом дне - 27 января 1944 года:

"...Великий день всей нашей страны! 27 января наш героический Ленинград совсем освобожден от тисков фашистских разбойников. Весь фронт на 65-100 километров в глубину очищен. Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили! 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда - орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики "ура" обезумевших от радости людей..."

Художница оставила нам в память об этом эпохальном событии картину "Салют". В ней она постаралась реализовать все то, о чем писала в своих мемуарах, что ей самой пришлось пережить: сияющую в всполохах разноцветных огней фейерверка ночь, ее драматическую эмоциональность и тот оптимизм, который царил тогда в сердцах ленинградцев, уверенность в скорейшей победе над страшным врагом.

Изобразили фейерверки на своих полотнах и многие другие мастера-живописцы из Ленинграда: И. Ф. Титов, О. А. Почтенный, уфимец Б. Ф. Домашников и целый ряд других художников.

Впоследствии залпами салютом стали отмечать и другие важные победы Советской армии. После того, как немецко-фашистские захватчики потерпели поражение на Курской дуге, салюты стали традицией. За последующие военные годы салюты в честь победы над врагом были пущены 355 раз. Наиболее грандиозным среди них стал торжественный салют в День Победы, 9 мая 1945 года в Москве.

После окончания войны салюты в СССР стали устраиваться постоянно в дни государственных праздников и стали традиционными для культуры советских людей.

Советские предприятия разработали большое количество снарядов для салюта различных калибров (105, 195, 310 мм) с различными световыми, огненными и звуковыми эффектами. Однако салюты, ставшие олицетворением государственной мощи, не смогли в полной мере заместить в сердцах людей любовь к фейерверкам. Уже ставшие классикой фейерверочные представления, свойственные имперской России, стали потихоньку возрождаться и гармонично вписываться в композиции советских праздничных мероприятий.

Впервые военный салют в СССР имел место 6 августа 1943 года. Он был дан в Москве в честь освобождения от фашистских войск советских городов доблестными воинами Центрального, Западного и Брянского фронтов, освободивших город Орел, и Воронежского и Степного фронтов, занявших Белгород.

Салют был осуществлен двадцатью четырьмя орудиями Кремлевского гарнизона. В его разработке приняли участие сотрудники Особого завода №862 (сегодня это Федеральный пиротехнический центр РФ "НИИ прикладной химии" и НИИ-6 (сегодня - Центральный НИИ химии и механики).

Все крупнейшие победы Советской Армии сопровождались праздничными салютами. Наиболее масштабным из них, безусловно, стал салют, данный по случаю Дня Победы, 9 мая, в Москве.

В этот день были применены т.н. "салют-сигналы" - профессиональные салютные патроны 105 калибра высотного типа, а также 26 миллиметровые салютные патроны желтого, зеленого, красного и белого цвета.

Авторство первых салютных изделий в Советском Союзе были все те же сотрудники НИИ-6 города Москвы и НИИ-862 города Загорск Московской области. Последний был создан на основе Особого завода №862 в 1945 году.