Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Расцвет и закат классического фейерверка

Восемнадцатый век превратил фейерверки в наиболее мощное по тому времени средство воздействия на зрителей, отличную методику политической пропаганды.

Сложно сейчас даже вообразить себе все богатство этих огненных феерий: всевозможные цветы и фигуры, растущие в небе деревья, извергающиеся фонтаны, возникающие из неоткуда храмы и корабли, человеческие и звериные фигуры. Основой всего этого была пиротехника, изготавливаемая в лабораториях при артиллерийском ведомстве. Именно здесь проводились опыты по "окраске" огня в разные цвета, разработка новых приспособлений для запуска ракет, состав порохов и так далее.

Вот как описаны впечатления путешественников:

Дружественный визит, который нанес в Петербург осенью 1770 года Ее императорскому величеству принц Генрих Прусский от имени Его величества короля Пруссии, вновь дал повод увидеть необыкновенное и совершенно особое представление российских фейерверков. Из-за слишком краткого времени подготовки первый оказался не очень большого объема и был показан при дружественном приветствии Его королевского высочества Ее императорским величеством в увеселительном дворце Царское Село во время маскарада, и в нем было два новых явления подвижных и изменяющихся фигур, которые получили высокое одобрение Его королевского высочества как нечто совсем новое в фейерверках. Его королевское высочество восхищался также не только двумя высокими деревьями - лавром и пальмой, представленными красивейшим зеленым огнем, а также машинными огнями различных других цветов, особенно золотого блеска, в которых новый обер-фейерверкер г-н майор артиллерии Немой тем больше выделялся своим опытом в химических работах, чем тяжеловеснее, напротив, у него обстояло дело с механической частью.

Сразу по окончании этого этапа, генерал-фельдцехмейстер Орлов дал приказ готовить следующий - с демонстрацией всех последний достижений в искусстве фейерверка, причем длительность представления и объем используемых средств ожидались намного большими. По сути, новый фейерверк должен был показать результаты опытов статского советника Штелина и все другие изобретения, сделанные за время правления Елизаветы Петровны. Поводом для празднества стало тезоименитство императрицы Екатерины Второй, феерия планировалась на ноябрь 1770 года перед Зимним дворцом, на расположенной перед ним площади.

Для подтверждения совсем не преувеличиваемой славы российского искусства фейерверков мы можем привести также свидетельство находившегося в Пекине в Китае ученого и искушенного в искусстве миссионера М. Бенуа, который наряду со своими религиозными отправлениями с большим успехом исполнял также должность директора увеселительных домов и садов китайского императора.

В 1763 году господин статский советник Штелин отправил ему как своему многолетнему корреспонденту с оказией посланного в Пекин от российского императорского двора курьера гравюры и печатные описания фейерверков, исполненных за последние несколько лет до этого в Москве и Петербурге, и просил за это обстоятельное известие об устройстве и составе фейерверков, которые неопытными миссионерами прежде оценивались как совершенно особенные и превосходные.

Честный патер сообщил в своем ответном письме: с большим удовольствием он просмотрел пересланные ему русские фейерверки и не мог досыта наудивляться новым изобретениям аллегорических представлений с движущимися фигурами и неожиданными превращениями. Напротив, китайцы при всей их большой любви к фейерверкам вплоть до сегодняшнего дня не продвинулись в этом искусстве далее ракет весом в несколько лотов, швермеров и некоторых видов транспарантных огней, которыми они представляют очень красивые букеты цветов приблизительно в сажень высотой (собственно, павлиньи хвосты). Что касается всего остального, то он должен признаться, что китайские фейерверки по сравнению с фейерверками, обычными при российском императорском дворе, заслуживают быть названными сущими пустяками.

Осенью 1773 года двор праздновал свадьбу наследника престола (великого князя Павла Петровича). Державин, вероятно, присутствовал на празднествах. Он написал оду "На бракосочетание", в которой подражал оде Ломоносова "На брак Петра Федоровича с Екатериной". Как удалось установить, ода Державина содержит описание фейерверка, заключившего брачные торжества в октябре 1773 года."

Конец девятнадцатого века продемонстрировал постепенный упадок фейерверка как комплексного искусства. Основной зрелищности добивались в основном за счет пиротехники, использование специальных декораций встречалось все реже, а их оформление (в том числе художественное и смысловое) все больше становилось неинтересным. Начало двадцатого века - это представления, обычно за городом или в городских парках. Их устраивали частные лица и организации, но масштаб был невелик.

Сейчас фейерверки принято называть "праздничным салютом". На самом деле понятия "фейерверк" и "салют" не тождественны.

Салютом (от лат. salus - приветствие, или французского аналога salut) - это, собственно, отдание почестей, приветствие в виде массированных залпов из артиллерии или носимого огнестрельного оружия, при этом обычно поднимаются флаги, имеются другие сопутствующие атрибуты.

По сути, это форма военно-морских почестей, принятых в разных странах, а также как международный вариант приветствия. Салютами обмениваются военные корабли при встрече, корабли с портами, имеющими береговые батареи (это касается только кораблей с определенным водоизмещением).

Двадцатый век, когда именно салюты использовались чаще при праздновании важных событий, стал сближать понятия "фейерверк" и "салют" в человеческом сознании, сейчас эти слова используют практически как синонимы.