Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Декоративные фигуры и группы

Знакомясь с классическими трудами по развлекательной и декоративной пиротехнике, порой поражаешься изобретательности и мастерству авторов. Бесспорно, если в том, что касается доступности и распространенности тех же салютных батарей, наш век - вне конкуренции, то в плане художественности и сложности разнообразных концепций, наземные пиротехнические композиции прошлого могут поспорить с современными и даже во многом их обойти! В доказательство этого ознакомьтесь с представляемыми отрывками, написанными еще в позапрошлом веке практикующими пиротехниками. Если же вы заходите воспроизвести нечто подобное на своем празднике - закажите фейерверк-шоу в ББ-Салют, и мы постараемся выполнить все ваши пожелания!


Общие условия устройства групп и декораций

Остовом (каркасом) для групп и декораций служат бруски и планки, всегда окрашенные чёрной несгораемой краской: чёрный цвет требуется для незаметности.

Для простых групп можно обойтись без чертежа, но для сложных картин, особенно для архитектурных и художественных построений - дворцов, храмов, беседок, памятников, шпруделей, аллегорических фигур, монограмм и т.д. - обязательно требуется не только эскиз со всеми деталями, но и точное распределение составляющих объектов по наименованию, величине, колерам и числу.

Контуры построений обыкновенно обозначаются белыми огнями, а выдающиеся детали, так же, как и монограммы - цветными. Для фонтанов и каскадов руководствуются теми же правилами: вода отличается бриллиантовыми или цветными огнями с переливающимися колерами, а контур самих водомётов - белый.

Т.к. для контуров требуется значительное количество однородных объектов, отличающихся не какой-либо особой силой боя, а равномерностью и долговременностью горения, то для гуртовой заготовки подобного рода объектов можно прибегнуть к следующему практичному приёму. Заготовляется требуемое число (конечно, с запасом - на всякий случай) патронов крупного калибра, но сравнительно незначительной высоты. Массу замешивают в не слишком крутое, пластичное тесто; для замешивания лучше всего пользоваться спиртом (для быстрого просыхания), но, в крайнем случае, пригодна водка и даже вода. Тесто помещают в жестяной шприц, подобный тем, которые служат для начинки колбас, носик шприца должен соответствовать калибру патронов. Из этого шприца, выдавливают в каждый патрон столько массы, сколько нужно, и перерезывают струю острым ножом. Затем на каждый патрон накладывается с одного конца по донышку - круглому картонному кружку (вернее, облатке) диаметром несколько больше патрона; донышко смазано столярным клеем. Патроны, таким образом приготовленные, высушиваются в тени. При употреблении выступающий ободок донышка или "блюдца" служит для прикрепления патрона к стеллажу; закрепками служат коротенькие проволочные штифтики. Привод устраивается следующим образом. Патроны, прибитые донышком к стеллажу, с другой стороны совершенно открыты, так что начинка не только оголена, но ещё несколько выдаётся над патроном. На эту "макушку" накладывают по полоске палительной бумаги или по куску пироксилиновой нитки и накрывают круглой бумажной облаткой, обведённой толстым слоем густой подмазки; последняя достаточно клейка, чтобы прочно соединить макушку патрона с запалом. Облатки выбиваются посредством высечки.

Если патроны заготовлены обыкновенным способом и сообщаются стопином, то стопин складывают петлёй, которая погружается в шейку до соприкосновения с начинкой, а сверху заделывается комочком густой подмазки. Стопинный привод должен быть оклеен бумагой повсюду, чего для пироксилина не требуется, если только не грозит опасность непроизвольного поджога вследствие налёта искр с соседних объектов.

Самое существенное условие коммуникации заключается в наиболее быстром и одновременном поджигании всей огненной линии. Быстрота горения и обеспеченность поджигания зависит от качества привода - вследствие чего и рекомендуется не стопин, а пироксилин или бумага; одновременность спуска, главным образом, обусловливается расположением привода. Самое выгодное и надёжное расположение последнего устраивается таким образом, что все декорационные объекты подразделяются на небольшие группы, каждую отдельную группу сообщают с соседней, а кроме того - с "магистральным запалом", т.е. с приводом, посредством которого пиротехник передаёт огонь на всю линию. Соединения групп между собой, называемые "пристёжками", собственно говоря, не обязательны; но в случае отказа или порыва "союзного" привода, соединяющего какую-либо группу с магистральным приводом, пристёжка избавляет от необходимости дополнительного поджога длинным фитилём; последнее - всегда некрасиво и неудобно.

Вдобавок заметим, что стеллажи необходимо ставить так, чтобы их можно было убрать быстро и легко. Необходимо это по той причине, что арена, отведённая фейерверкам, довольно ограничена (особенно в увеселительных садах, а более всего - на плоту), следовательно, для эффектного размещения декораций их ставят одну перед другой, а потому, если не убрать пустого стеллажа, то он замаскирует последующий.

Неподвижные группы

Для неподвижных групп и фигур пользуются чаще всего фонтанами, но для той же цели употребляются и пассивные огни.

Самая элементарная группировка фонтанов делается на окружности деревянного диска, образующего полукруг: из трех фонтанов получается трезубец (Dreizack) или "гусиная лапка" (patte d'oie) из семи и более - веер (Richer).

Гусиная лапка
Гусиная лапка
Веер
Веер

Простейшая звезда (Stern) делается из очень крупного патрона затянутого наглухо, с 6 запальными отверстиями вокруг головки. Эта звезда ставится горизонтально. Патрон выбирают крупнокалиберный, но довольно короткий: длинные, узкие патроны легко засоряются и не выгорают начисто. При 3-4 отверстиях достаточно тонких стенок, а при 5-8 необходимы толстые стенки. Патрон не затягивается, а с обоих концов забивается тампоном из глины или из гипсового теста с ватой и наглухо замыкается пробкой, обведённой столярным клеем. Запалы лучше не протыкать иглой, а выбивать насечкой; диаметр отверстий - по 2мм. Для начинки беруг яркий, но пассивный, не особенно быстрогорящий состав. Начинив патрон, проводят кисточкой, намоченной раствором камеди широкую черту, идущую вокруг головки и соединяющую все отверстия общей линией; черту эту запудривают мякотью, а поверх мякоти навязывают пироксилиновую нитку. Чтобы эффект был полный, запальные отверстия должны отстоять друг от друга на равном расстоянии.

Простая звезда
Простая звезда

Из различных сочетаний таких звёзд образуют красивые группы.

Сложные звёзды составляются при помощи стеллажей; шестиконечная звезда состоит из двух равносторонних треугольников, сложенных вместе, а восьмиконечная - из двух квадратов. Ещё более сложные звёзды делаются из креста, на котором помещены два концентрически расположенных круга; на каждом конце креста лежит по патрону, между концами - по три патрона. Расположены эти патроны так, что головки нечётных номеров, начиная счёт с какого-нибудь конца креста, лежат на ободке наружного круга, а низ нечётных номеров прикреплён к ободку внутреннего круга.

Сложная звезда
Сложная звезда

Составные звёзды - например, мальтийский орден (Brillant-Orden) - делаются из сочетания цветных и бриллиантовых патронов, расположенных в порядке, пример которого показан на прилагаемом рисунке.

Мальтийский орден
Мальтийский орден

Сиянием (Glorie) называется звезда, состоящая из шести длинных и шести коротких лучей, соединённых круглой шайбой; к концу каждого луча прикрепляется по цветному патрону.

Сияние
Сияние

Простое неподвижное солнце (stehende Sonne) состоит из ряда патронов, сгруппированных по окружности шайбы, так что образуется не звезда, а неподвижное колесо; делается от 12 до 30 фонтанов. Для прочности под шайбой помещается крест или квадрат; патроны оплетаются проволокой, поддерживаемой остовом.

Простое неподвижное солнце
Простое неподвижное солнце

Узорчатое неподвижное солнце, или калейдоскоп - сложная, очень эффектная фигура, состоящая из нескольких концентрических кругов, расположенных сиянием. Устройство фигуры и размещение приводов ясно обозначено на рисунке.

Калейдоскоп
Калейдоскоп

Мозаика, или огненная решётка (Gitterfeuer, Mosaik) образуется из сочетания огней таким порядком, чтобы сложилась геометрическая фигура, повторяющаяся определённое число раз: например, паркет из шестигранников и т.п. Достигается симметричным расположением фонтанов на параллельных жердях под определёнными углами - причём небольшие группы в 2-3-4 фонтана повторяются не только по форме расположения, но и по колеру соответствующих частей общей фигуры. Мозаика обыкновенно употребляется не одна, а с большими звёздами и солнцами и главным образом предназначается для выполнения пробелов между крупными объектами одной и той же категории. Мозаика требует эскиза (см. рисунок).

Основные мотивы мозаики
Основные мотивы мозаики
Мозаика
Мозаика

Значительно менее симметрична изящная пальма (Palme), образующая огненное дерево; колер - перемежающийся зелёный с красивыми переливами по цвету листвы. Устройство стеллажа, так же как расположение патронов и приводов, наглядно изображено на рисунке. На концах ветвей патроны расположены симметрично, а у штамба - нет.

Пальма
Пальма

Цветочные корзины (Blumenkorbe, corbeilles de fleurs) образуют сложную декорацию архитектурного характера и требуют эскиза. Корпус вокруг отмечают белым огнём, контур листьев - зелёным, цветы - разнокалиберными бриллиантовыми и цветными фонтанами, выбрасывающими лейхткугели. Патроны, изображающие цветы, должны помещаться на самом верху, головкой кверху, отвесно или с небольшим наклоном вперёд.

Остов каскада (Wasserfall) состоит из нескольких параллельных жердей, прибитых к вертикальному столбу; размеры следующие: при четырёх брусках верхний помещается на расстоянии 6 м (3 сажени) от земли и имеет 2 м (1 сажень) длины; второй отстоит на 50 см, длина - 2 1/2 м; третий - еще на 50 см ниже, длина - 3 м; четвёртый - ещё на 50 см ниже, длина - 4 м. Таким образом, остов расширяется книзу, причём самый нижний брусок отстоит от земли на 3 1/2 м. Жерди - либо прямые, либо дугой.

Каскад
Каскад

На самый верх столба помещают крупный цветной фонтан или фальшфейер. Верхнюю жердь занимают 12 довольно больших простых фонтанов, между которыми помещается по патрону с цветным, бриллиантовым или звёздочным составом. Цветные патроны лучше всею набивать в прослойку, т.е, последовательным рядом слоев различного колера, но при этом необходимо как можно точнее калибрировать засыпки и для всего ряда придерживаться одного и того же порядка - тогда весь каскад будет сразу менять цвет. Патроны расположены либо по прямой линии, либо веером, головой кверху, но не вертикально, а под углом, чтобы придать огню больше ширины. Краски нужно выбирать наиболее яркие и чистые.

На второй рад поступает также дюжина простых фонтанов, также с промежуточными цветными патронами, которые не обязательны: белый огонь принимает окраску искристого цветного пламени, выливающегося с верхнею ряда, т.к. окраска огня второго яруса необходима только при устройстве очень крупного каскада. Патроны расположены так же, но угол наклона - несколько больше.

Третий ярус состоит из 8 простых фонтанов, лежащих горизонтально. Четвёртый - из стольких же фонтанов, с небольшим уклоном вниз. Более жидкая струя нижних ярусов подражает природе: и у настоящих водопадов основная, густая масса воды - наверху, тогда как самый низ покрыт пеной. Для оживления огня над верхним ярусом помещается веер из римских свечей, выбрасывающих крупные кугеля.

Из простого каскада можно образовать двойной, если приставить с обоих боков ряд дополнительных фонтанов, направленных против струи каскада.

Привод делается группами по 6 патронов, с особой трубкой для макушки, магистральный привод - посередине.

Если желательно продлить горение каскада, то помещают двойной комплект патронов и делают два привода: первый соединяет нечётные номера (1, 3, 5, 7 и т.д.), второй - четные (2, 4, 6, 8 и т.д.). Второй привод обязательно залепляется бумагой. Запаливают второй комплект, когда первый начнёт меркнуть. Таким же путём можно присоединить ещё третий, четвёртый комплект и т.д. В подобных случаях пользуются средними и даже малокалиберными патронами и заряжают цветные патроны только в две прослойки (большие - до 7-8 и т.д.).

Подвижные фигуры

Для правильного действия подвижных фигур требуется, главным образом, точная установка оси, а для легкости хода возможно меньшее её трение; само же движение - как уже упомянуто - обусловливается форсами или сильными фонтанами, выбрасывающими пламя в общем направлении.

Движение может быть вертикальным, как у мельничного крыла или экипажного колеса, или горизонтальным, как у флюгарок. Начну с вертикальных фигур.

Выше мы познакомились с вращающимся швермером, называемым "вертушкой". Из сочетания нескольких вертушек образуется эффектная розетка (Rose). Остов склеен из лёгоньких планочек, расположенных вокруг общего центра, как спицы колеса; к концу каждой планки и в самом центре фигуры помешается по вертушке, каждая вертушка горит особым колером. При спуске образуется столько цветных кружков, сколько вертушек.

Розетка
Розетка

Простейший вариант подвижных звёзд (Drehsteme) состоит из колеса с 68 спицами, к концу каждой спицы на расстоянии 2/3 от головки патрона привязывается по форсу; привязка делается несколько наискось, так что патрон образует на конце спицы не прямой угол, а с одной стороны - туповатый, с другой - острый. Все головки - в одном направлении. Ободка нет, привод - круговой.

Простая подвижная звезда
Простая подвижная звезда

Колёса (Feuerrader) отличаются от подвижных звёзд тем, что на спицах или ободках устроены ложа, к которым прикрепляются патроны; направление головки должно быть таково, чтобы ось патрона образовала на окружности круга вращения тангенс, не перпендикулярный радиусу, а с легким уклоном, причём головка должна стоять под тупым углом, а дно - под острым.

Простейшее колесо состоит из оси и трех спиц, более сложные колеса имеют ободок, вокруг которого расположены патроны. Помимо внешнего обода, есть ещё и внутренний, на который устанавливается ряд цветных фонтанов.

Простое колесо
Простое колесо

Составное колесо (Doppclrad) делается из двух колёс, внутреннего и внешнего, подвешенных на одной и той же оси, но совершенно не зависимых друг от друга и вращающихся в противоположные стороны.

Особым, но, в сущности, элементарным видом колёс являются вращающиеся круги (Balkenrader). Остов состоит из доски, подвешенной в середине; по краям с каждой стороны расположено по несколько параллельных форсов, вокруг центра вращения прикреплено 2-3 круга, установленных фигурными свечами. Эту доску немцы называют "балкой" (Balken).

Вращающися круги
Вращающися круги

Из двойной балки, расположенной крестом, образуются крылья простой мельницы (Muhle), остальной остов которой исполняется в архитектурном порядке. Мельница может быть с восьмью и более крыльями.

Китайское колесо (chinesisches Fenerrad) - оригинальная фигура, состоящая из квадратной дощечки дюйма в 4 в поперечнике; в середине - осевое отверстие, по краям выдолблены желобки. Чтобы заставить это колесо вращаться, достаточно двух форсов, приделанных к двум противоположным сторонам; но колесо несколько большего размера снабжается четырьмя форсами, по одному с каждой стороны. К одному из форсов привязывается небольшой груз из куска патрона, набитого песком; груз служит эксцентрикой, чтобы силой инерции придать вращению больше энергии, постоянства и ровности.

Китайское колесо
Китайское колесо

Подвижное солнце (Drehsonne) состоит из колеса, к окружности которого приделано несколько крупных форсов, начинённых цветным составом различного колера. Особенность солнца заключается в соединении форсов между собой: головка каждого последующего патрона соединена с дном каждого предыдущего, так что запаливаются не все патроны сразу, как у колёс или звёзд, а последовательно, один за другим: сначала вспыхивает первый и, догорев до конца, сообщает огонь второму, который, в свою очередь, сгорает до конца и сообщает огонь третьему и т.д. Следовательно, горит каждый раз только по одному форсу, силой которого солнце приводится в движение. Но т.к. движение это должно быть очень быстрым, то одного патрона, даже очень крупного, недостаточно для того, чтобы привести в требующееся сильное действие солнце больших размеров. Поэтому для крупных фигур помещают два-три параллельных ряда форсов, но выбирают для этого патроны среднего калибра, т.к. опытом доказано, что два более узких патрона развивают больший динамический эффект, чем один крупный.

Соединения подвижного солнца
Соединения подвижного солнца

Максимум силы требуется в первый момент, т.к. приходится преодолевать инерцию тела, находящегося в состоянии спокойствия; впоследствии же, когда движение уже состоится, та же инерция послужит для усиления вращательной силы. Поэтому для инициального толчка прибегают к следующему средству: на ось солнца навёртывают несколько оборотов бечёвки, не привязывая конца, а только прижав его первым оборотом; второй конец свешивается до руки. Обороты ведутся так, чтобы солнце, если потянуть за верёвку, вертелось в направлении, придаваемом ему форсами. При спуске захватывают висящий конец и сильно тянут, помогая началу вращения; верёвка, дойдя до конца обмотки, отпадает. Это принцип волчка.

Стеллаж подвижного солнца
Стеллаж подвижного солнца

Чем больше диаметр колеса, тем его ход быстрее и легче.

Лёгкость вращения солнца зависит, кроме того, от правильной установки и от меньшего трения оси. Достигается это следующим образом.

Сначала изготавливают из тонких, но прочных планок станок, состоящий из двух параллельных брусков (одного побольше, другого - поменьше) и нижней перекладины, прочно связывающих малый брусок с большим. Получается прописное "Н" без одной ножки. Длина меньшего бруска должна равняться приблизительно 1 1/4 радиуса колеса: этот брусок приколачивается сначала слегка, так чтобы можно было его снять. Теперь предстоит заготовить и вставить ось. Для этой цели служит абсолютно прямой кусок толстой стальной или железной проволоки, заострённой с одного конца. В шайбе как можно аккуратнее помечают центр и пробуравливают здесь тоненьким буравчиком узенькое сквозное отверстие; затем вставляют ось острым концом и, осторожно забивая, выводят её до середины. Затем отмеряют на обоих брусках осевую точку, т.е. ту, где должна находиться ось - при условии, чтобы колесо оставалось на весу, на два пальца от нижней перекладины. Эти точки следует отмерить крайне тщательно - иначе колесо будет висеть криво и заденет за станок. В осевые точки на внутренних сторонах вилки выжигают калёной проволокой по гнезду глубиной около 1 см и диаметром несколько больше. Затем отмеряют пространство между вилками и, накинув 2 см, спиливают лишний кусок оси. Колесо должно оставаться ровно в середине. Оба конца оси должны быть заострены. Теперь убирают короткий брусок, вставляют один конец оси в гнездо большого (стенного) бруска, надвигают другой конец в гнездо короткого бруска и прочно прибивают последний. При таких условиях колесо не ёрзает и не сходит с места, а ось, вращаясь на острие в гладких, обугленных гнёздах, встречает минимальное трение.

Если желательно поставить рядом два параллельных солнца, то станок получает вид двузубца, с каждой стороны которого вставляется отдельная ось. Каждая ось пропускается через сквозное гнездо, настолько широкое, чтобы допускать свободное вращение, но и отнюдь не шире: иначе колесо станет ерзать и заденет за станок. Гнездо смазывается графитом. Конец оси пробивается сквозь центр шайбы и выходит настолько же, насколько колесо отстоит от подставки (в данном случае - довольно толстой). Противовесом служит свинцовый шар, по весу равный общему весу совершенно снаряжённого колеса.

Стеллаж для двойного солнца
Стеллаж для двойного солнца
Стеллаж для двойного солнца
Стеллаж для двойного солнца

Световой эффект солнца при очень быстром вращении выражается огненным кругом, хотя на окружности колеса вращается только одна светящаяся точка. Это - то же явление, которое замечается при сильном вращении горящего угля в потёмках: в глазу остаётся впечатление огненной линии. Физиологическое явление это немцы называют "das Abiding en der Farben" - "отзвон цветов".

Но одним ободком, даже цветным, солнце не обходится: требуется осветить шайбу. В неё вставляется несколько спиц, соединённых обводами, а на обводы помещают несколько рядов цветных фонтанчиков или свечей.

Привод ординарного солнца обхватывает сразу всю шайбу и тогда же сообщает огонь первому форсу (А).

Приводы ординарного солнца
Приводы ординарного солнца

У двойного солнца, состоящего из колёс равного диаметра, имеется совершенно своеобразная передача: второе солнце должно гореть не вместе с первым, а после него и вспыхнуть в тот момент, когда последний форс первого солнца уже близок к концу. Для этого в последней трети последнего форса буравят запальное боковое отверстие и впускают в него длинный конец палительной трубки; запал заделывают густой подмазкой, другой конец трубки, также обведённый комочком подмазки, укладывается на самый конец оси первого солнца, как можно ближе к оси второго. Тут конец этот трётся о кусок бумаги, сложенной воронкой; внутренняя сторона воронки обведена густой подмазкой, а в центре помещается конец запальной трубки, служащей сообщением воронки с шайбой и первым форсом второго колеса. Действие очевидно: не успеет огонь последнего форса первого солнца дойти до конца, загорится запальный стопин и запалит воронку, а та, в свою очередь, подожжёт запальную трубку второго колеса.

Подобная система передачи употребляется в случае применения нескольких параллельных колёс, стоящих одно за другим, каждое на отдельной оси, но все в общей осевой линии, т.е. так, что все центры лежат в одном направлении и на одной высоте. В таком случае переднее солнце имеет наименьший диаметр, второе - побольше, третье - ещё больше и т.д. Увеличение диаметра производит эффектный оптический обман: одно и то же солнце как бы разрастается. Но т.к. одного или двух форсов для освещения большого круга мало, то окружность больших кругов обставляют белыми свечами, направленными головками к центру; а на окружности последнего, наибольшего солнца, помещают серию цветных фонтанов, наиболее ярких, поставленных головками к зрителям.

Теперь перейдем к горизонтальным движущимся фигурам.

Самый простой вид, редко употребляемый, - носит название "каприз" (Tischrad); состоит из двух простых колёс, прикреплённых к концам горизонтального балансира, проходящего через вращающийся центральный кубарь; последний стоит ножкой в углублении, выдолбленном в центре абсолютно горизонтального круглого стола, выверенного ватерпасом. В балансир вставлено с каждой стороны по ролику, допускающему свободное вращение по плоскости.

Каприз
Каприз

Несравненно эффектнее - подвижной каскад (drehender Spring-brunnen), состоящий из нескольких ярусов круглых шайб, постепенно суживающихся кверху; вышку занимает сильный фонтан. Здесь для движения употребляются не форсы, а сильные искристые фонтаны, лежащие горизонтально, головками вкось, чтобы реактивное давление действовало на тангенсы колеса: кроме того, все ярусы украшаются цветными искристыми огнями пассивного характера. Вся фигура держится на железной оси, вставленной в такой же патрон; для уменьшения трения ось и гнездо смазывают графитом. Подставкой служит верх надёжного столба.

Подвижной каскад
Подвижной каскад

Ещё эффектнее - подвижная спираль (Drehspirale), также установленная на столбе. Осью служит железный конусообразный шип (Р), смазанный графитом; гнездо - либо патрон, либо выемка в самом столбе. Конструкция следующая. В осевую шайбу вставлено шесть спиц, концы которых соединены поперечниками, так что вокруг шайбы образуется правильный шестиугольник; из центра шайбы возвышается конусообразный вертикальный стержень, вершина которого заканчивается "клотиком" - маленькой шайбочкой диаметром не больше основания жерди. Клотик соединён с каждым углом шестиугольника посредством ребра, так что весь остов образует шестигранную пирамиду. На клотике помещается крупный фонтан (К), а к сторонам шестиугольника прикрепляется по сильному фонтану (L), лежащему в направлении стороны, т.е. горизонтально. Всю пирамиду, начиная с основания, обвивают железной проволокой так, чтобы образовалась спираль доверху, а для большей отлогости линий приставляют у основной части пирамиды два-три лишних обхвата проволокой - иначе образуется голое место или же извилины спирали будут лежать недостаточно отлого. Вся спираль уставляется большим числом отвесно расположенных пассивных огней (Н) - лучше всего цветных или бриллиантовых. Фонтан (К) начинен кугелями, а на самом дне - шлагом. Привод - круглый, заканчивается трубкой (L). При спуске спираль образует красивую вертящуюся фигуру, горение которой заканчивается шлагом.

Подвижная спираль
Подвижная спираль

Вместо шестиугольника можно устроить и другой многоугольник с произвольным числом сторон, а в соразмерности с ними - поднять пирамиду до любой высоты. Но в таком случае необходимо пользоваться для вращения уже не фонтанами, а форсами или же устроить на трети высоты второй ярус горизонтальных фонтанов.

Летучие фигуры

Излюбленной "интермедией", постоянно повторяющейся почти в каждой программе порядочного фейерверка, является пчелиный рой (Bienen- schwarm). Состоит он из двух частей: крупного фонтана, облепленного спиралью мелких наподобие винтовой лестницы, и из кугельного бурака.

Пчелиный рой
Пчелиный рой

Центральный патрон имеет различные размеры: привожу здесь, по Вебскому, размеры патрона в 40 свечей: длина - 40 см, калибр - 4 см, толщина стенок - 6 мм. Большей толщины стенок не требуется по той причине, что заряжают этот патрон слабым искристым составом. На патроне очерчивают карандашом спиральную линию, обходящую весь цилиндр снизу доверху, одним оборотом. Для точного проведения этой линии Бебский начертил целую диаграмму, но особой точности тут вовсе не требуется - была бы только извилина, не образующая скачков. Параллельно с первой линией чертится вторая, на 1/2 дюйма ниже.

Теперь заготовливают сорок маленьких патронов калибром в 18 мм при толщине стенок в 3 мм; с одного конца эти патроны затянуты наглухо, с другого - открыты. В каждый из этих патронов вставляют по швермеру, головкой вниз, предварительно насыпав на дно патрона заряд пороха, по весу равный 1/4 веса швермера. Вместо швермеров или вперемешку с ними можно заряжать патроны кугелями и цветной мелочью. В каждом патроне несколько выше затяжки просверливают отверстие в 4 мм. В отверстие вставляется и замазывается кусок стопина 2 1/2 дюйма длиной.

Затем, отступив от нижнего края фонтана на 6 мм, сверлят такое же отверстие на линии верхней спирали; берут заготовленный патрон, пропускают торчащий наружу хвостик стопина в отверстие на спирали и с помощью густого, крепкого, быстросохнущего клея приклеивают патрон на нужное место на поверхности фонтана. Рядом с первым патроном устанавливают таким же образом второй, третий и т.д. до тех пор, пока крайний верхний патрон не дойдет устьем до шейки фонтана.

Первый ряд пчелиного роя
Первый ряд пчелиного роя

Таким же образом наклеивается и второй ряд, но с той разницей, что этот ряд наклеивается не на стенки фонтана, а на первый ряд патронов, вследствие чего стопин должен быть длиннее, т.к. расстояние больше; стопины второго ряда помещаются в трубках (b).

Второй ряд пчелиного роя
Второй ряд пчелиного роя

Запал - в шейке большого фонтана (с).

При спуске фонтан выпустит высокий луч яркого цветного (лучше всего - переливающегося) пламени, причём состав, сгорая, станет последовательно поджигать ряд патронов, расположенных вокруг него; тогда патроны станут беспрерывно метать звёздочки и змейки (кугеля и швермеры) - и глазу покажется, что весь этот дождь звёзд, выбрасываемых на значительную высоту, вылетает из самого фонтана. Полёт звёздочек и змеек сопровождается выстрелами от шлагов, находящихся на дне швермеров.

Но это ещё не всё: у дна фонтана, там, где начинается ряд спиралей, на 6 мм от основания помещается ещё один привод, соединяющий фонтан с швермерной мортирой или со звёздным бураком. И как только спираль догорит и фонтану приближается конец, то вспыхнет мортира, и фонтан, как бы собравшись с последними силами, заканчивает своё действие блестящим финалом. Вдобавок можно спустить в то же время пушечный шлаг, соединённый с тем же приводом.

Ракеты служат обычно только интермедией, но из них образуются и воздушные фигуры.

Ракетный веер, или павлиний хвост (Facher-Raketen, Pfauenschwanz) делается из нескольких дюжин обыкновенных ракет одного калибра, начинённых разноцветными кугелями. Тут всё дело - в спускном станке, имеющем форму веера. Нижняя часть станка состоит из полукруглой деревянной подножки, поставленной на диаметр; в окружности вершего сектора буравится столько гнёзд, сколько ракет, к свободным бокам подножки прибиты станковые доски, верхние концы которых соединены между собой поперечной доской, вырезанной в виде плоской дуги. Теперь - посредством свободного хвоста - отмеривают место, где должна помещаться у дуги каждая отдельная ракета; делается это так: хвост втыкают в гнездо и, приставив его к доске, отчёркивают карандашом занимаемое ими место. По обе стороны каждой такой гранки прибивается по гладкому гвоздю. Затем остаётся ещё одно: всю часть сектора, где пробуравлены гнёзда, обить рейкой. Спуск происходит следующим образом: хвосты ракет, заострённые с конца, вставляют в гнёзда; корпус прислоняют к дуге, уместив верхнюю часть хвоста между гвоздями; стопин каждой ракеты доводят до соответствующего гнезда и прилепляют комочком густой подмазки. Затем - перед самым спуском - посыпают всю окружность сектора, охваченную рейкой, быстрогорящим составом №I (см. выше) и, когда последует очередь, спускают. Ракеты, дружно поднимаясь все вместе, образуют широкий, роскошный веер, в результате заканчивающийся целым дождём разноцветных кугелей.

Экранный стеллаж для веера
Экранный стеллаж для веера

Вариант станка для устройства павлиньего хвоста может заключаться в том, что корпус ракет упирается на дугу, а низ только сдерживается доской, в которой пробуравлены сквозные гнёзда; тогда запальный состав посыпается на окружность дуги, обведённую рейкой.

Лукообразный стеллаж для веера
Лукообразный стеллаж для веера

Ракетый сноп (Raketengarbe, Girandole), или павильон построен на том же принципе, только что летят ракеты не веером, а распускающимся снопом. Вся разница в форме станка, в данном случае напоминающего подставку (Slander) для зонтиков, тростей, чубуков и т.д. Станок имеет вид круглого стола на одной ножке; высота - около 1 1/2 м или 2 аршина. В столе пробуравлены сквозные гнёзда, в ножке - соответствующее число глухих гнёзд. Круг, занимаемый нижними гнёздами, несколько выдолблен. Дальнейший ход - тот же, как и у павлиньего хвоста: ракеты вставляются кружком, опираясь концом острого хвоста в подножку, привод делается так же. Запальный состав насыпается в нижний желобок, спуск производится в том же порядке. Особенно красива эта фигура, если несколько перегрузить головки ракет: тогда они немного наклоняются на сторону и в воздухе образуют изящную дугу. Увеличить груз можно песком.

Станок для снопа
Станок для снопа

Самые изящные "жирандоли" спускаются в Риме с башни св. Ангела в высокоторжественные дни; такая жирандоль состоит из 3000 ракет, образующих просто феноменальный сноп.

Наконец, при помощи ракет можно устроить грандиознейшую картину, обычно приберегаемую для финала; французы называют подобную картину букетом (bouquet), а немцы - вулканом (Vulkan). Состоит она из целого ряда комбинаций, один из лучших вариантов которой составлен следующим образом.

Каркас образует параболу или полуконус, т.е. конус, рассечённый сверху донизу пополам. Весь низ уставлен вертикальными фигурными свечами, середина - цветными фонтанами, начинёнными звёздочками и кугелями, а самый верх - сильными искристыми и бриллиантовыми огнями. Позади стеллажа, образующего выпуклую стену, помещаются бураки, мортиры и метательные трубки, заряженные гранатами, бомбами, кугелями, шлагами и т.п. Тут же стоит наготове несколько групп ракет - вихровых, шлаговых, звёздочных и т.п. Кроме того, в запасе - веер, крупный сноп, целый ряд пушечных шлагов и канонада.

Зажигают сначала фигурные свечи: это обозначает вспыхивание огнедышащей горы. Потом разрастаются бураки и мортиры: вулкан начинает извергать камни и лаву. Взлетает десятка два ракет, раздаётся несколько шлагов, и загораются верхние фонтаны: из кратера вылетают столпы пламени, лава разливается. Поднимается веер, сопровождаемый шлагами и гранатами; ему вслед летят отдельные ракеты со звёздами и кугелями. Раздаётся страшная канонада, и вырывается сноп. В заключение - обязательный шаблонный финал: пожар: вся местность обливается багровым пламенем бенгальских огней...