Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Элементарные объекты и специальные фигуры. Запальники и запалы

Мы с вами живем в мире, где необыкновенные, эффектные зрелища - то, что раньше сочли бы чудом - стали давно привычным делом. Но конечно, то, что мы привыкли к автомобилям, электростанциям, самолетам или тем же фейерверками, вовсе не делает их существование менее удивительным и необыкновенным! Как же это работает? К примеру, как устроены фейерверки? Продолжая цикл статей, мы знакомим вас с отрывками из классических трудов по пиротехнике, которые в какой-то мере дают ответ на этот вопрос - не являясь, разумеется, собранием практических рецептов!


Запальными объектами (Entzundungsvorrichtungen) называются различного рода препараты, служащие для зажигания или «спуска» фигур. Т.к. в данном случае производство подобных изделий входит в область военной и инженерной пиротехники, то в настоящее время оно достигло высокой степени совершенства, так что не только возможно обеспечить само зажигание, но и рассчитать длительность горения препарата с точностью до 1/10 секунды.

Самым элементарным запальным пособием служит подмазка (Anfeuerung), бывающая двух видов: жидкая, которую можно наносить кистью, и густая, в виде липкого теста. Лоден выделывает и ту, и другую просто-напросто из порохового теста, т.е. из мякоти, более или менее разбавленной алкоголем. Эшенбахер предлагает более сложный состав из мякоти (1 кг), камеди (20 г), воды (50 г), селитры в порошке (50 г) и спирта (1 л для жидкой подмазки, 1/2 л - для густой). Чиколев предлагает для фигурных свечей следующий состав: мякоти - 2, селитры - 2, серы - 1, размачивает спиртом. Если состав содержит азотнокислый натр или стронциан, то на 50 частей запального состава прибавляется 1 часть мастики. Для цветных шариков предлагается: мякоти - 80, селитры - 40, серы - 10, камеди - 1; смачивается водкой (при смачивании спиртом камедь заменяется мастикой). Запальный состав без серы - для свечей: бертолетки - 6, молочного сахара - 1, угольной пыли - 1, селитры - 1; для шариков: бертолетки - 60, молочного сахара - 20, горной сини - 5, угольной пыли - 2, камеди - 1 (при спирте - мастика). Камедь, во всяком случае, должна растворяться в воде отдельно (2 части камеди на 5 частей воды), и уже затем примешивается к составу, растворять который можно и не спиртом, а водкой. Заменить камедь мастикой - полезно, но невыгодно; но заменить её декстрином - невыгодно и неполезно, т.к. декстрин довольно гигроскопичен.

Запальную массу нужно держать в широкогорлой стеклянной банке с притертой стеклянной пробкой; перед употреблением каждый раз взбалтывать.

Палительная бумага состоит из тонких, длинных, равномерных полос (лучше всего - телеграфная лента); смазывают её жидкой подмазкой, сначала с одной стороны, потом с другой; смазав первую сторону, запудривают её пороховой мякотью или пылью и сушат; затем смазывают и запудривают обратную сторону. В сухую погоду служит отличным проводом, т.к. горит неимоверно быстро.

Палительная нитка, или «стопин» (Stoppin) состоит из бумажной пряди, предварительно очищенной (дегатированной) в растворе из 1 части селитры на 10 частей воды; отмачивают полсуток, затем выжимают, наматывают на пяльцы и опять на полсуток опускают в жидкую подмазку, разведённую 96 % спиртом; сосуд, конечно, должен быть закрыт. Наконец вынимают и, не спеша, засушивают; чем сушка медленнее, тем нитка горит лучше. На нитку толщиной в 5 мм требуется около 90 г жидкой подмазки. Стопин можно изготовлять и проще: 12 частей бертолетки, 3 части угольной пыли, 1 часть камеди растворяют в воде и делают тесто с помощью водки; в это тесто опускают нитки на 4 часа, потом проволакивают в руках, пудрят пороховой мякотью и сушат.

Если заключить стопин в гильзу, то получается «привод» (Leitschnur) для быстрого сообщения огня различным частям декораций или фигур. Делается это так: тонкая бумага навёртывается тремя-четырьмя оборотами на навойник, не толще 3-4,5 мм в диаметре. Внешний край заклеивается клейстером, но т.к. провод должен быть длинный, то гильзы приходится вставлять друг в друга, поэтому берётся навойник не ровный, а с одной стороны несколько утолщённый - тогда и гильза получится с одной стороны шире, чем с другой; узкий конец предыдущей гильзы вставляется в широкий конец последующей.

Но можно обойтись и проще: Эшенбахер советует заготовить полосы бумаги требуемой ширины, смазать их клейстером, наложить стопин и, тихо и осторожно закручивая его, образовать таким образом гильзу, без помощи навойника. Если провод, таким способом укутанный и совершенно высохший, провести через блюдо, содержащее спиртовой лак, затем дать высохнуть, а потом снова налакировать, то получается совершенно непромокаемый провод.

Палительный фитиль служит для поджога стопина; поэтому гореть (вернее, тлеть) должен медленно и спокойно. Фитиль делается из чистой бумажной пряжи, которую гидрофобизируют двумя способами: азотнокислым свинцом или хромовокислой окисью свинца. В первом случае в течение часа отваривают пряжу в фарфоровой чашке, содержащей 1 часть азотнокислого свинца и 10 частей воды, затем дают стечь и сушат на воздухе. Во втором случае отваривают пряжу в растворе из 1 части уксуснокислого свинца (свинцового сахара) в 20 частях воды, затем сушат, потом размачивают в растворе из 1 части хромовокислого кали на 10 частей воды и, наконец, окончательно засушивают. При этом образуется хромовокислая окись свинца, окрашивающая фитиль в жёлтый цвет. Если вместо бумажной пряжи употребить льняную, то дегатировать её нужно часовой варкой в воде, к которой прибавлено по горсти золы и известки на ведро; затем промывают пряжу в воде в течение 1/4 часа, а потом обрабатывают азотнокислым свинцом или свинцовым сахаром, как указано выше. Аршин такого фитиля горит несколько часов.

Цветные фитили принадлежат уже к декоративным объектам.

Палительный трут (Zundschwamm). Древесную губку - лучше всего с орешника или дуба - нарежьте на куски не толще вставки пера. Затем припасите новый глиняный горшок и в равных долях смеси селитры и камфоры в порошке. На дно насыпьте смеси, поверх них поместите слой губок, потом следует второй слой смеси, затем второй слой губок и т.д. до 2/3 горшка. Теперь налейте крепкого уксуса до самого края и часов 7-8 дайте прокипеть; во время кипения горшок следует держать закрытым, а при убыли уксуса дополнить недочёт свежим уксусом, с прибавкой селитры. Потом высушивают трут, хорошенько расколачивают его деревянной колотушкой и хранят в закрытом сосуде. Трут хорош тем, что не даёт искр (как это слишком часто случается с палительными свечами), а потому не способен причинить нежелаемый или преждевременный спуск объектов, стоящих очень близко друг к другу.

Палительные свечи (Zundilchter) имеют вовсе не то назначение, которое им обыкновенно приписывают или придают. Большинство пиротехников употребляют их вообще для спуска всякого рода фигур, а потому пользуются для них любым спокойным пламенным составом, чаще всего цветным, и при случае употребляют в дело лишние фигурные свечи. Это совершенно неправильно: сам акт спуска следует по возможности маскировать, чтобы усилить эффект, а потому некстати употреблять для такой цели светлый, да ещё цветной огонь - тут пригоднее всего фитиль или трут. Но там, где по какой-либо причине провода нет, или в таком случае, когда провод отказался, а поджечь требуется сейчас же и притом, быть может, трудновоспламеняемый состав - там палительные свечи вполне уместны, т.к. настоящее их назначение заключается в развитии сильного, высокого, горячего пламени, способного мгновенно запалить отсыревший или трудноплавкий состав. Энергия горения палительных свечей должна доходить до того, что самый сильный ливень не должен быть в состоянии потушить их, мало того, свечи эти должны гореть под водой так же сильно, как на воздухе.

Ясно, что при подобных условиях состав палительных свечей должен быть необычайно богат запасом кислорода, производителем которого принимается для данной цели селитряная сера, т.е. сплав 3 частей селитры с 1 частью серы; сплав этот мельчится порошком и поступает в состав в весьма значительном количестве:

I (Немецкий состав) II (Французский состав)
Селитряной серы 100 6
Серы - 3
Сосновой смолы 8 -
Мякоти 80 1,5
Таблица 89. Составы палительных свечей.

Можно обойтись и обыкновенной селитрой: в таком случае немцы прибавляют сернистой сурьмы, а французы - дёггя:

I II
Селитры 26 30
Серы 13 10
Мякоти 12 15
Сернистой сурьмы 4 -
Дегтя - 5
Таблица 90. Составы палигельных свечей.

Состав помещается в гильзе из толстой, прочной папки, пропитанной селитрой настолько, чтобы бумага успевала сгорать вместе с составом; калибр гильзы - 1 см, длина - около 50 см. Состав набивается слоями: засыпают его сначала на 5 мм, плотно забивают осадником, затем идёт новая засыпка на 5 мм, по осаждении второго слоя засыпается третий и т.д. вплоть до верха. Чтобы продлить горение, полезно как можно более уплотнить состав; для этой цели примешивают к нему столько льняного масла, чтобы состав во время осадки образовал густое тесто. Дабы использовать всю гильзу до конца, в её нижнее отверстие до набивки вставляют пробку соответствующего калибра; после набивки пробка заменяется длинной палкой, к концу которой свеча прикрепляется с помощью жжёной проволоки. Такая свеча, иногда называемая «копьём», в состоянии выбросить сильнейший огненный язык длиной до 1 дм (4 дюйма).

Обыкновенные палительные свечи состоят из тоненькой гильзы калибром в 3-4 линии и длиной до 15 дюймов. Делают их из плотной писчей бумаги, на навойнике, оборота в 2-3. Набивать их нужно очень осторожно, легче всего - в форме, несколько похожей на машинку для кручения папирос; такая форма состоит из двух желобков, соединённых кольцами: гильзу кладут в один желобок, другим накрывают, сверху надеваются кольца. Работать без формы возможно, но очень трудно, т.к. гильзы, несмотря на плотную бумагу, легко гнутся и ломаются, а забивать состав нужно потуже. По Лодену, хороший состав для таких свечей содержит: мякоти - 400, селитры - 300, серы - 133, мелкого охотничьего пороха - 66. Сначала месят как можно лучше мякоть, селитру и серу, потом примешивают порох, всю смесь ссыпают в глиняный сосуд, прибавляют 125-250 частей льняного масла и полученную таким путём влажноватую массу осторожно забивают в гильзу. Просушивают на воздухе, после чего запальный конец смазывается жидкой подмазкой. Если вышеприведённые числа исчислять в граммах, то данного количества массы хватает на выделку 25 свечей по 32 см длиной.

Палительной свечой может, в крайнем случае, служить и каждый кусок не слишком тонкого, но и не слишком толстого стопина, покрытый лаком; неудобство их в том, что такие свечи чересчур ломки, а слишком толстые плохо горят.

Запальные трубки (Satzrohren) состоят из коротенькой гильзы калибром в 5 мм и длиной от 6 до 8 см; гильзы эти, делающиеся из очень крепкой бумаги, набиваются двойным слоем: вниз забивают потуже слой в 2-3 см пороховой мякоти, а поверх мякоти - состав из 3 частей селитры, 1 части серы и 1 части мякоти. Запальное отверстие замазывается густой подмазкой, а конец, содержащий чистую мякоть, вставляется открытым в запальное отверстие данной фигуры. Трубки эти служат для обеспечения спуска особенно тех фигур, которые содержат легкосыреющий или трудновоспламенимый состав.

Пироксилиновые нитки образуют превосходное средство для мгновенного и одновременного запала целого фронта или значительного количества мелких объектов; поэтому нитки эти очень часто употребляются для зажигания ёлки, паникадил и т.д. Лучше всего действуют при наличии палительной бумаги. Приводы устраиваются так, что либо одна и та же нить обегает все данные объекты, причём каждый запал обматывается ниткой потуже и по нескольку оборотов, либо же от каждого объекта протягивается отдельная нить, а все вместе соединяются с одной общей «магистральной» нитью. Пироксилин особенно хорош тем, что не боится дождя: если декорация поставлена и объекты сами по себе предохранены от сырости (с помощью лака или другим путём), то в случае дождя пироксилиновая нитка, совершенно голая, конечно, промокнет и откажется гореть, но как только пройдёт дождь, нитка быстро высыхает и станет гореть как ни в чём не бывало.

Электрические запалы принадлежат уже к минному искусству, к потешным же огням почти не применяются.

Для спуска высоких фигур служит особый подвижной объект: телеграф (простой и двойной), о нём будет сказано в своё время.