Красное и розовое пиротехническое пламя
Красный цвет поистине является самым популярным у пиротехников. Сложно найти фейерверк, в котором не было бы красных залпов. Замечательно еще и то, что пиротехникам доступна огромная гамма оттенков красного и розового: он нежных оттенков лепестков розы до насыщенного пурпурного и карминового. Мы приглашаем вас в очередной экскурс в историю пиротехнической химии. Не пытайтесь повторить эти рецепты! Они устарели и к тому же любая работа с взрывчатыми веществами, даже в развлекательных целях, строго преследуется по закону, если эта работа не ведется сертифицированными специалистами с соблюдением всех нормативов!
Красный колер придают пламени следующие металлы: литий, цезий, рубидий, кальций и стронций. Первые три не употребимы по причине дороговизны - но в данном случае потеря невелика: из них лучше всех красит литий, придающий огню тёмно-багровый колер, но соли стронция красят ещё лучше, так что по яркости, густоте и разнообразности колера красные огни занимают в пиротехнике первое место.
Кальций (основание известковой земли) придаёт пламени розовый колер, а потому чаще всего употребляется в фиолетовых огнях; но применим он и к красным огням. Чаще всего употребляются: хлористый кальций, мел (углекислый кальций) и гипс (сернокислый кальций), например:
| I (Розовый) | II (Багровый) | III (Карминовый) | |
| Бертолетки | 15 | 15 | 15 |
| Серы | 4 | 4 | 6 |
| Хлористого кальция | 6 | - | - |
| Мела | - | 6 | - |
| Гипса | - | - | 4 |
В №III гипс лучше заменить искусственным или обыкновенным мелом. Мелом заменяют иногда и щавелевокислый стронциан, но тогда окраска слабее, а если в составе много каломели, то и цвет значительно хуже.
Из солей стронция важнее всего: азотно-, хлорновато- и сернокислый стронциан. Все они красят превосходно, довольствуясь невысокой температурой; так, например, замечательно красивый ярко-красный огонь для театральных и салонных эффектов даёт следующая элементарная смесь: азотнокислого стронциана - 4, шеллака - 1. Тут ясно, что стронциан в присутствии шеллака как дополнения служит сам себе и основанием, и красящим веществом.
Лучший колер даёт хлорноватокислый стронциан; в смеси с половинной по весу долей серы (т.е. стронциана - 2, серы - 1) горит очень быстро, но почти бесцветным пламенем; если же умерить горение прибавкой серы (стронция - 1, серы - 1), то получится легковоспламеняющийся состав, развивающий превосходный колер. Но хлорноватокислый стронциан до того гигроскопичен, что расплывается на воздухе, а потому применяется довольно редко - чаще всего в спиртовых и садовых бенгальских огнях; вдобавок же и цена его сравнительно высока.

Азотнокислый стронциан горит немного хуже хлорнокислого, но и немного менее гигроскопичен, благодаря чему составы, в которые он входит, быстро сыреют на воздухе, а звёздочки - рассыпаются. Тем не менее, применяется очень часто, особенно как добавление для усиления окраски. Лучше всего он горит при следующей средней дозировке: стронция - 8, серы - 2, бертолетки - 1, угля - 0,5, например:
| I | II | |
| Азотнокисл. стронциана | 40 | 40 |
| Серы | 12 | 13 |
| Бертолетовой соли | 6 | 5 |
| Угля | 4 | 2 |
Щавелево-, угле- и сернокислые стронцианы не сыреют, но зато горят значительно хуже предыдущих; Чиколев приводит следующие составы с щавелевокислым стронцианом:
| I | II | III | IV | V | |
| Щавелевокисл. стронциана | 10 | 9 | 4 | 1 | 1 |
| Бертолетки | 60 | 36 | 22 | 13 | 12 |
| Серы | 30 | - | - | - | - |
| Селитры | 3 | - | - | 4 | 5 |
| Камеди | 1 | 1 | - | - | - |
| Каломеля | - | 8 | - | - | - |
| Серного цвета | - | - | 2 | - | - |
| Стеарина | - | - | 3 | - | - |
| Молочного сахара | - | - | - | 4 | - |
| Ликоподия | - | - | - | 1 | - |
| Крахмала | - | - | - | - | 4 |
№I даёт кармазиновый, №II и №III - красный, №IV и №V - розовый огонь; №I, №II и №IV - для звёздочек, №III и №V - для свечей. Многочисленные оттенки красного колера достигаются примесью сернистой меди, каломеля, азотнокислого свинца, металлической сурьмы и т.д. Каломель придаёт пламени красивый кармазиновый отгенок; ради усиления густоты и яркости прибавляется только в том случае, когда для этой цели не прибавлено азотнокислого стронциана. Уголь, усиливая яркость, придаёт пламени лёгкий оранжевый отлив; антимоний и сернистая медь, также усиливая яркость, уменьшают густоту цвета и делают его замечательно чистым: последняя особенно пригодна для тёмнорозовых огней. Для красных огней с азотнокислым стронцианом и бертолеткой примесью служат сера и шеллак; последний придаёт пламени пунцовый отлив.
Для составов без азотнокислого стронциана хороши в качестве примеси: сера, стеарин, крахмал, декстрин, молочный сахар, шеллак и мастика.
Хороший кармазинно-пурпурный огонь дают следующие составы:
| I | II | |
| Бертолетки | 4 | 3 |
| Серы | 11 | 9 |
| Шеллака | 1 | 1 |
| Азотнокисл. стронциана | 43 | 35 |
| Сернистой меди | 7 | 6 |
| Каломеля | 8 | 7 |
Колер тех же составов можно варьировать до бесконечности посредством различных изменений и незначительных добавлений:
| I (Пурпуровый) | II (Кармазинный) | ||
| Бертолетки | 3 | 3 | 4 |
| Серы | 12 | 12 | 13 |
| Шеллака | 2 | 1 | 0,5 |
| Азотнокисл, стронциана | 48 | 38 | - |
| Сернокисл, стронциана | - | - | 67 |
| Сернистой меди | 2 | 8 | 10 |
| Каломеля | 9 | 8 | 8 |

Пунцовые составы обыкновенно дозируются так, что на 1 весовую долю бертолетки приходится 3-4 доли серы и 1/3 сажи в качестве основания; доля же азотнокислого стронциана соответствует приблизительно тройной доле серы:
| I | II | |
| Бертолетки | 3 | 3 |
| Серы | 9 | 12 |
| Сажи | 0,75 | 1 |
| Азотнокисл. стронциана | 27 | 36 |
| I (Розовый) | II (Кроваво-красный) | |
| Бертолетки | 3 | 66 |
| Серы | 5 | 48 |
| Азотнокисл. стронциана | 2 | 48 |
| Азотнокисл. свинца | 1/6 | - |
| Горной сини | - | 0,5 |
| Каломеля | - | 1 |
Несколько иные комбинации представляют следующие рецепты:
| I | II | III | |
| Бертолетки | 30 | 2 | 3 |
| Азотнокисл. стронциана | 45 | 20 | 20 |
| Серы | 18 | 5 | 8 |
| Сернистой сурьмы | 6 | 2 | - |
| Угля | 2 | 1 | - |
| Сернистой меди | - | - | 3 |
| Каломеля | - | - | 6 |
| Шеллака | - | - | 1 |
№I даёт светосильное пламя, №II и №III - театральный огонь.
| I | II | III | |
| Бертолетки | 32 | 24 | 20 |
| Азотнокисл. стронциана | 48 | 30 | 20 |
| Серы | 18 | 18 | 20 |
| Трехсернистой сурьмы | 6 | 8 | 6 |
| Угля | 2 | 4 | 1 |
| Селитры | - | 8 | 10 |
| Сахара | - | - | 1 |
№I горит очень ярко и красиво, но слишком быстро, пригоднее всего для сигналов на дальние расстояния; №II тоже красив, но слабее, зато горит медленнее и стоит дешевле.
Ещё более замедлить горение этого состава можно усилением дозы угля или прибавкой горючих веществ, выделяющих при горении газы: мелкий сахар, древесная мука и т.п.; №III даёт крайне эффектный тёмно-красный огонь.

Все три состава годятся только для спокойных огней, но для лейхткугелей, фонтанов и т.д. они недостаточно энергичны.
Для свечей могут служить предыдущие, а также следующие составы:
| I (Темно-красный) | II (Пурпурный) | III (Кармазиновый) | |
| Бертолетки | 2 | 5 | 4 |
| Серы | 1 | - | - |
| Азотнокисл. стронциана | 1-2 | 5 | 5 |
| Шеллака | - | 1 | 1 |
Лейхткугельные составы:
| I | II | III | |
| Бертолетки | 1 | 5 | 1 |
| Серы | 1 | - | 1 |
| Азотнокисл. стронциана | 2 | 5 | 4 |
| Шеллака | - | 1 | 0,5 |
| I (Темно-красный) | II (Карминовый) | III (Светло-багровый) | |
| Бертолетки | 50 | 50 | - |
| Азотнокисл. стронциана | 100 | 50 | - |
| Серы | 30 | 20 | 15 |
| Сернистой сурьмы | 20 | - | - |
| Сахара | 10 | - | - |
| Селитры | - | 40 | 60 |
| Угля | - | 20 | - |
| Трехсернистой сурьмы | - | - | 5 |
| Сажи | - | - | 20 |
| Смолы | - | - | 5 |
| I | II | III | |
| Азотнокисл. стронциана | 16 | 12 | 4 |
| Бертолетки | 8 | 9 | 5 |
| Серы | 6 | - | - |
| Сернистой сурьмы | 4 | - | - |
| Селитры | 2 | 1 | 26 |
| Угля | 1 | - | 2 |
| Сажи | - | 2 | 2 |
Специально для звёздочек: азотнокислого стронциана - 40, селитры - 36, серы - 30, мякоти - 36, сернистой сурьмы - 5, угля - 12.
Для садовых бенгальских огней (о театральных упомянуто выше) можно изготовить краснопламенные составы всяческого колера и оттенка - от нежнейшего розового до самого тёмного багрового. Для изготовления розовых составов употребляются препараты кальция, для карминовых идёт углекислый стронций, а для самых тёмных колеров - азотно- или хлорноватокислый стронций; благодаря гигроскопичности последних веществ, заготовка составов, в которые они входят, требует особых предосторожностей.
| I (Пурпуровый) | II (Карминовый) | III (Розовый) | |
| Хлорист. кальция | 22 | 30 | 35 |
| Серы | 15 | 15 | 10 |
| Угля | 2 | 5 | 10 |
| Смолы | 1 | 2 | 4 |
| Азотнокисл. стронция | 50 | - | - |
| Углекисл. стронция | - | 30 | - |
| Углекисл. кальция | - | - | 20 |
Оранжевый огонь - как упомянуто выше (см. жёлтые огни) - может получиться от составного пламени именно путём прибавки какой-нибудь натровой соли к любому краснопламенному составу, но при этом необходимо помнить, что жёлтый колер немного слабее красного, так что в дозировке необходимо соблюдать точную меру. Чиколев предлагает следующие сочетания:
| I (для свечей) | II (для звездочек) | |
| Азотнокисл. стронциана | 48 | 18 |
| Шавелевокисл. натра | 1 | 2 |
| Бертолетки | 32 | 15 |
| Ликоподия | 8 | - |
| Молочного сахара | 2 | - |
| Шеллака | - | 6 |
| Азотнокислого барита | - | 5 |
Но можно пользоваться и всеми предыдущими краснопламенными составами, прибавляя к ним натра в соответствующих дозах.

