Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Зеленое пиротехническое пламя

Яркие, разноцветные огни фейерверочных эффектов - из чего они делаются? Даже человеку постороннему очевидно, что для каждого цвета используется определенный спектр химических соединений. Но каких именно? Мы продолжаем знакомить Вас с классикой пиротехнической науки - а именно с рекомендациями пиротехникам XIX века. В то время желающим создать батарею салютов или римскую свечу приходилось самостоятельно, рискуя жизнью проводить сложные опыты или смешивать взрывчатые вещества. Сегодня же Вы можете просто заказать фейерверки с доставкой на дом.

Данный текст является исторической справкой и не содержит никаких конкретных рецептов, приемов работы или рекомендаций. Любые действия по смешиванию пиротехнических составов являются противозаконной деятельностью.


Способностью зелёной окраски обладают соединения таллия, меди, бария, бора и цинка.

Азотнокислый таллий даёт густой, замечательно яркий и красивый зелёный огонь, но по причине дороговизны соль эта не употребляется.

Цинк даёт не чисто зелёную, а синеватую окраску.

Борная кислота и борно-хлористый калий дают вообще слабую, неяркую окраску, выделяющуюся лучше всего при низкой температуре; борно-хлористая медь, употребляемая в спиртовых огнях, принадлежит, собственно говоря, уже к медной группе.

Зеленопламенный фейерверк
Зеленопламенный фейерверк

Хлорноватокислый барит - тоже малоупотребимый по причине высокой цены - даёт красивый зелёный цвет с желтоватым оттенком; азотнокислый - менее красивый, с голубоватым оттенком. Голубоватый оттенок можно сделать желтоватее и красивее с помощью прибавки сажи. Зелёную (а также красную) окраску баритовых огней можно значительно сгустить каломелем, но с пропорциональным уменьшением яркости.

Медь окрашивает не всё пламя, а только внешнюю его часть - горящий водород, поэтому для получения сильной зелёной окраски огня от медных соединений требуется прибавка значительного количества органических тел. Но тут - новая беда: зелёный огонь, не способный составиться из жёлтого и голубого пламени, вообще крайне чувствителен к малейшей примеси красящего вещества, так что 1/500 доли натровой соли достаточно, чтобы придать зелёнопламенному составу совершенно жёлтый, довольно грязный цвет. Благодаря такой нежности, уголь и всякие органические тела, богатые углеродом (например, мастика) по возможности избегаются; так же точно избегается и примесь сернистой сурьмы. По этой же причине гильзы для зелёных свечей иногда делаются из станиоля (тонких, как бумага, листов олова или цинка).

Вдобавок ко всему медь даёт зелёное пламя не иначе, как в узких пределах известной температуры: малейшего изменения в процессе горения достаточно, чтобы на время совершенно обесцветить пламя.

Ясно, что при таких условиях медные соли избегаются в зелёнопламенных составах, где только возможно, и чаще всего заменяются баритными соединениями.

Азотнокислый барит требует для желаемой степени накаливания очень высокой температуры, несмотря на то, что сам себе служит основанием, т.к., сгорая, выделяет кислород. Требуемая температура достигается примесью бертолетки пополам с серой именно потому, что - в противоположность к прочим солям бария - азотнокислый барит в присутствии одной серы не горит.

I II III IV
Азотнокисл. барита 3 12 45 50
Бертолетки 1 5 35 30
Серы 1 4 10 10
Угля - - 6 6
Таблица 32. Примеры зелёнопламенных составов с баритом.

№III и №IV дают чудное изумрудное пламя, но из-за дороговизны барита употребляются редко.

Для театра употребляется следующая смесь: азотнокислого барита - 8, бертолетки - 3, серы - 3.

Хлорнокислый барит обходится без бертолетовой соли, т.к. горит густым пламенем в присутствии одной серы: хлорнокислого барита - 14, серы - 5. Но состав этот горит так быстро и энергично, что пригоден он скорее всего как примесь для свечей и лейхткугелей, для простого же пламени не применим. В последнем случае практичнее всего следующий состав, дающий изумрудное пламя: хлорнокислого барита - 18, каломеля - 7, шеллака - 3.

Свечные зелёнопламенные составы получаются экономичным путём, если усилить дозу бертолетки, пользуясь притом азотнокислым баритом: азотнокислого барита - 2, бертолетки - 2, серы - 1. Но влияние окислителя значительно разжижает цвет, так что угольные остатки гильзы уже вредно сказываются на окраске.

Фейерверк - эффекты зеленого цвета
Фейерверк - эффекты зеленого цвета

Более густое и довольно энергичное пламя получается от примеси незначительной дозы хлорнокислого барита к азотнокислому: азотнокислого барита - 3, хлорнокислого барита - 2, серы - I. Если желательно ещё усилить горение, то прибавляют I часть бертолетки.

Довольно дешёвый состав, не очень сильный, но для декораций очень эффектный, делается из: селитры - 12, серы - 3, яри-медянки - 3, сала - 1.

Тёмно-изумрудный состав получается из смеси: хлорнокислого барита - 2, серы - 3, шеллака - 4, каломеля - 9. Цвет довольно тусклый.

Хорошее пламя даёт следующий рецепт: бертолетки - 20, азотнокислого барита - 20, каломеля - 10, серы, - 8, трёхсернистой сурьмы - 5, селитры - 20, угля - 5, сосновой смолы - 5.

Театральный огонь: азотнокислого барита - 40, бертолетки - 4, серы - 8, каломеля - 10, голландской сажи - 2, шеллака - 1.

Лейхткугельные зелёнопламенные составы требуют усиленной дозы хлорнокислого барита или бертолетки в тех видах, чтобы горящие лейхткугели не тухли от ветра во время падения. Самое энергичное синевато-зелёное пламя даёт состав из: хлорнокислого барита - 3, серы - 1; тот же тон, но несколько менее энергичное горение получается при употреблении следующих составов:

I II III
Хлорнокислого барита 6 12 6
Азотнокисл. барита 2 5 3
Серы 3 5 2
Таблица 33. Лейхткугельные зелёнопламенные составы.

Желтовато-зелёный, менее яркий, но энергичный огонь дают смеси азотнокислого барита с бертолеткой и серой:

I II
Азотнокисл. барита 4 6
Бертолетки 9 14
Серы 6 8
Таблица 34. Составы желтовато-зелёных огней.

Медленнее горят тем же тоном:

I II
Азотнокисл. барита 7 10
Бертолетки 6 9
Серы 3 5
Сернистой сурьмы 1 1
Таблица 35. Составы желтовато-зелёных огней.
I II III IV V VI VII
Бертолетки 40 60 30 4 10 10 -
Азотнокисл. барита 60 - 30 8 20 18 50
Серы 25 30 20 3 6 5 10
Трехсернистого аммония 5 10 5 - - - -
Угля 10 10 - - - - 10
Хлорнокислого барита - 50 - - - - -
Каломеля - 10 - - 6 - -
Селитры - - 40 - - - 35
Смолы - - 10 - 1 - -
Сажи - - - 1 - 1 -
Сернистой сурьмы - - - 1,5 - - -
Мякоти - - - - - - 40
Таблица 36. Лейхткугельные составы для зелёных огней (по Эшенбахеру).

№I даёт изумрудный огонь, №II - травянисто-зелёный, №III - светло-зелёный, №IV, №V, №VI употребляются и для цветной мелочи; №VII - исключительно для звёздочек.

I (темно-зеленый) II (светло-зеленый)
Бертолетки 25 30
Серы 10 16
Угля 10 8
Селитры 15 10
Сернистой сурьмы - 5
Азотнокисл. барита 30 15
Таблица 37. Составы для зелёных бенгальских огней.
I (светло-зеленый) II (темно-зеленый)
Бертолетки 73 73
Серы 17 17
Борной кислоты 10 -
Азотнокисл. барита - 10
Таблица 38. Составы для зелёных факельных огней.