Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Историческая справка. Фейерверочное искусство в Российской империи

Молодая российская пиротехническая школа в XVIII веке невероятно быстро, практически за десятилетие, смогла догнать и перегнать пиротехников Азии и Европы, имевших на тот момент за своими плечами многовековой практический потенциал. Петр I, прививший фейерверки и салюты России, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались ученые Академии наук. Вот что писал о фейерверках, увиденных в России в то время, английский путешественник Рэксоль: «...иллюминации и фейерверки в Петергофе превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». Нелишне будет напомнить, что многие цветопламенные составы (зеленый, фиолетовый, лимонный и некоторые другие) были впервые получены в России и не просто эмпирическим путем, а на основе систематических химических исследований.

Пиротехническими исследованиями в Российской Академии наук занимались М.В.Ломоносов, И.П. Кулибин, Я.Я. Штелин, В.К. Тредиаковский, М.Ф. Юнаков и многие другие. Например, в одном из отчетов о работах Академии наук России за 1756 год М.В. Ломоносов пишет: «пункт 3. Ныне лаборатор Клементов под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать дли фейерверков верховые зеленые звездки».

Российские фейерверки при Петре I

При Петре I проведением фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, в которой служил и сам Петр I. Активно привлекались и иностранные специалисты. На службе в бомбардирской роте в разное время находились «огнестрельный художник» Яган Бус, «огнестрельные мастера» Авраам Кинезбе и Архибальд Крузе, «скульптор и рисовальщик огненных потех» Н. Пино. Занимавшиеся фейерверками бомбардиры относились к артиллерийскому ведомству, которое в петровское время возглавлял генерал-фельдцейхмейстер Яков Брюс - сподвижник царя, обрусевший шотландец. Именно ему принадлежит идея подготовки плеяды российских фейерверкеров. С этой целью для обучения были посланы в Германию русские ученики: «... для учения бомбардирского дела, Преображенского полку солдаты, Степан Буженинов, Данил Новицкий, Василий Корчмин, Иван Овцын, Иван Алексеев». О моде на фейерверки того времени говорит факт, что изготовлением этих развлечений занимался даже любимый карлик царя Ефим Волков. В конце 1710 года во дворце князя А.Д. Меньшикова состоялась его свадьба, к которой он «сам изготовил ... маленький фейерверк, но в тот вечер умер единственный сын князя Меньшикова... и фейерверк сожжен не был».

Русские фейерверки достигают в петровское время наибольшего блеска и изящества. В то время фейерверки были весьма дорогими, но император не жалел денег на их устройство. Он собственноручно изготавливал ракеты и шутихи, им же было основано первое в России специальное «Ракетное заведение». Датский посланник Юст Юль про новогодний фейерверк 1710 года писал: «В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем... и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день». Тот же Юст Юль. описывая свадьбу Анны Иоанновны с герцогом Курляндским, отмечает: «Царь, будучи капитаном фейерверка, сам устроил этот фейерверк. Стоя среди общества, он объяснял окружающим значение каждой аллегорической картины, пока она горела».

В России фейерверки сжигаются преимущественно в Москве и Петербурге. Это обусловлено, как мы уже отмечали, высокой стоимостью фейерверка, а значит, проводить его могли либо император, либо весьма богатые царские сановники.

Место для фейерверка выбиралось исходя из нескольких параметров.

Во-первых, необходимым условием организации праздничных фейерверочных мероприятий было присутствие поблизости зданий со смотровыми площадками (палаты, хоромы, дворцы) и/или рекреационной зоны (сад или парк), откуда собравшиеся могли бы наблюдать за действием фейерверочного представления. Во-вторых, из-за несовершенства пиротехнических составов при представлениях очень часто случались пожары (на фейерверке в обязательном порядке дежурило во всеоружии достаточное количество пожарных), а значит, место запуска должно быть удалено от зданий и сооружений. Старались сжигать фейерверки либо на воде (с плотов летом, на льду — зимой) или на больших площадях. В-третьих, площадка должна быть достаточно большой, чтобы разнести заряды по уровням и предотвратить поджог более ранними фейерверками последующих. Кроме того, место должно было быть легко продуваемым с целью снижения задымленности во время представления. Именно в России в петровские времена сформировалось понятие проведения фейерверка по нарастающей: самым мощным и зрелищным должен быть финал. Таким образом, уже в XVIII веке в России были сформулированы основные правила безопасного и зрелищного фейерверка.

В Москве основными местами проведения фейерверков были Красная площадь и Царицын луг. Дадим их краткое описание, следуя Д.Д. Зелову.

На Красной площади народ собирался обычно на Васильевском спуске, а фейерверк запускали с плотов на Москве-реке и с противоположного ее берега (нынешнее Замоскворечье). Для императорской семьи и приближенных вельмож идеальной смотровой площадкой была Кремлевская стена. К новогоднему празднику 1702 года в честь военных побед над Швецией были сооружены «подле Кремля ... из досок большие хоромы с огромными стеклянными окнами. В этих хоромах его величество угощал придворных сановников своих, иностранных посланников, находившихся в это время в Москве». Так описывает это сооружение голландский художник К. Бруин. Русские архивные источники, зафиксировавшие наличие этого сооружения, называют его «триумфальными светлицами». «А на Москве на Красной площади для такой радости ... сделаны Государевы деревянные хоромы и сени для банкета. А напротив тех хором на той же площади и Москве-реке делались разные потехи и фейерверки». Но в этих триумфальных светлицах праздничное действо было как бы разорвано, так как в начале гости пировали в хоромах, а затем для просмотра фейерверка были вынуждены выходить на улицу, после чего вновь возвращаться к праздничному пиршеству. Это неудобство было устранено в фейерверочном театре, устроенном на Царицыном лугу.

Комплекс сооружений на Царицыном лугу был несравненно удобнее, так как располагался на современной Софийской набережной, откуда открывался прекрасный вид на Кремль. 1 декабря 1703 года Василий Корчмин, талантливый инженер и автор многих фейерверков петровского времени, писал Петру I из Москвы: «... театрум на Царицыне лугу взрублен немного не весь. Шириной 120 аршин, от фигур же к хоромам 100 аршин, поставить же помышляю сие. По сторонам с Орла два фонаря, на краях фигуры две, фитильная и свечная... из рядной избы, напротив хором господина губернатора, на Москве-реке и ... Нептунуса пустим на воду...». К письму Корчмина была приложена схема работ по устройству первого в России «театрума для фейерверков», которая полностью совпадает с гравюрой А. Шхонебека «Фейерверк в Москве 1 января 1704 года».

Взлет и падение фейерверочного искусства в Российской империи
Взлет и падение фейерверочного искусства в Российской империи

Петербург петровского времени не знал фейерверочного комплекса, подобного московскому. Он появился в нем чуть позже - во время царствования Анны Иоановны и был устроен на стрелке Васильевского острова. В общем, развитие фейерверочного искусства шло в Москве и Петербурге аналогично.

Формирование российских фейерверочных традиций

В петровскую эпоху, как уже отмечалось, фейерверкам было придано значение государственной важности и именно в это время формируются разные фейерверочные традиции.

Регулярное отправление фейерверков начинается с масленичных гуляний. Элементы народного праздника огнепоклонения соединились с новым огненным развлечением — фейерверком. Именно в рамках масленичных фейерверков из забавы, «огненной потехи» они начинают превращаться в мощное средство политической государственной пропаганды идей и реформ Петра I. Но наиболее устойчивой оказалась традиция отмечать красочным фейерверком Новый год. Петр I повелел праздновать Новый год по юлианскому (римскому) календарю 1 января, царский указ предписывал праздновать Новый год 7 дней (вплоть до Рождества: церковь-то не перешла на новый календарь), празднично украшать ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью зажигать праздничную иллюминацию и производить «огненные потехи» - фейерверки!

Но самые грандиозные фейерверки, конечно, совершались в празднества, связанные с домом Романовых: дни рождения и тезоименитства, свадьбы и их годовщины, дни коронации. В петровское время была только одна коронация - Екатерины I (7-10 мая 1724 года). Но в последующие царствования традиция отмечать дни коронаций грандиозным фейерверком была продолжена и оказалась очень устойчивой.

Фейерверки стали модой, и сначала придворная знать, а затем и все состоятельные люди России стали их регулярно устраивать. Начало повальному увлечению фейерверками положил князь А.Д. Меньшиков. Баловень судьбы А.Д. Меньшиков занимал исключительное положение при Петре I, будучи его правой рукой во всех делах и начинаниях. Сказочное богатство князя и его особое положение позволили ему рискнуть и исключительно царскую забаву опустить ступенькой ниже - начиная с 1704 года, А.Д. Меньшиков свое тезоименитство (23 ноября) регулярно стал завершать грандиозным фейерверком.

Закат пиротехники в Российской империи

Спрос рождает предложение. Поскольку фейерверки стали событием не уникальным, проводиться стали не только в Москве и Петербурге, а по всей России, то весьма ограниченного количества подготовленных, как это описано выше, профессионалов-демонстраторов и ученых, составляюших сами представления, конечно, стало недостаточно. Система распространения знаний по организации и проведению фейерверков проходила по привычной для России ремесленной схеме обучения мастерству. Опытные мастера брали учеников, через некоторое время (обычно это год-два) они уходили в самостоятельную работу, брали своих учеников и т.д.

Совершенно понятно, что с каждым поколением исходные научные знания все более терялись, уступая место ремесленным, шаблонным навыкам. А ремесленник без знаний не может придумать что-то принципиально новое, он может до бесконечности оттачивать изученные схемы и приемы, даже вносить какие-то усовершенствования, рацпредложения, но все равно он будет из раза в раз, правда все более профессионально, механически, шаблонно воспроизводить схемы фейерверков, которые были первоначально предложены гением ученого.

Русская пиротехническая наука же к середине XIX века достигла потрясающих успехов в военном направлении и практически забросила «огни потешные», которые, как уже было сказано выше, остались в руках эмпириков. Но ничто не остается безнаказанным. «Золотой век» российских фейерверков закончился, Россия уступила пальму первенства Европе. Новых решений в фейерверках к этому времени добились китайцы и индусы. Для государственных фейерверков вновь стали приглашаться иностранные мастера, не спешившие делиться секретами с россиянами. А русские фейерверки значительно обмельчали, вошли в область простых дачных развлечений и из произведений искусства превратились в дешевые массовые поделки, которые, по утверждению Н. Николаева, « ... можно очень дешево купить чуть ли не в любой игрушечной или табачной лавке наравне с размалеванным Ванькой-встанькой или коробкой шведских спичек».