Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Пиротехническое любительство

Пиротехника принадлежит к числу тех занятий, которое для одних служит научным делом, для других — ремеслом, для третьих — любительством, для четвёртых — простой забавой. При том любители бывают двоякого рода: дилетанты и энтузиасты.

Дилетант, посвящая излюбленному делу часть своих досугов, имеет в виду не само дело, а только показную часть его, т.е. в сущности — самого себя: он просто желает блеснуть, пользуясь мимолетным успехом и затрачивая на это как можно меньше физического напряжения, умственного труда и материальных средств. Для него главное — «сорвать цветы удовольствия», а его любимый конёк — дешёвые лавры. Поэтому дилетант, при известных условиях, может стать весьма способным салонным виртуозом, или же, чаще всего, вполне несносным шарлатаном; но и в том, и в другом случае он так же далёк от истинного знания или искусства, как балаганный кривляка — от великого трагика.

Энтузиаст преследует чисто идеальные задачи, стремясь к возможному усовершенствованию избранной им отрасли деятельности, — в этом его отличие от профессионала-промышленника, который, видимо, ищет в первую очередь материальной выгоды.

Между обоими есть соединительное звено - наука, но с той разницей, что энтузиаст, основываясь на строго научных данных, служит для науки пионером и именно тем, что он самым бескорыстным образом на собственный риск и страх пробивает дорогу по неизведанным путям, ищет несколько новых законов, но — главное — новых препятствий и осложнений, и особенно в стихийных началах, побеждать которые без посторонней помощи считает своей прямой задачей. Поэтому истый энтузиаст — всегда новатор, пренебрегающий всяким шаблоном и каждым промысловым способом, клонящимся к валовой работе.

У промышленника – наоборот: он по принципу консерватор, новшеств не любит, риска боится, хотя также придерживается науки, но ищет только положительных, абсолютных, познанных, доказанных, неопровержимых результатов. И это вполне понятно: спорт работает из любви к искусству, для общей пользы, а промысел, эксплуатируя науку, только и хлопочет о личной наживе.

Любитель и энтузиаст развлекательной пиротехики

Основной проблемой любителя-энтузиаста является отсутствие сколь-нибудь вменяемой литературы по вопросу. Большинство авторов пиротехнических книг для любителей явно не отдавали себе отчета, для кого они писали: присяжный пиротехник рядом с некоторыми иногда весьма ценными указаниями, касающимися какой-либо особой отрасли («конька» составителя), обыкновенно даёт целую кучу элементарных, чисто азбучных сведений, которая для знающего не дороже трухи. Любитель игрушек, т.е. такой, которому бы хоть кое-как смастерить «потешный огонёк позабористее», наоборот ежеминутно натыкается на затруднения из-за недомолвок, т.к. многое, что пиротехнику вполне понято, для несведущего - тьма кромешная. Такому любителю нужны простенькие, лёгонькие рецепты, по возможности при готовом материале, которого ни мельчить, ни очищать не требуется, а только взвесить по указанию, а затем перемешать да в трубки набить, а тут трактуют о каких-то основаниях, примесях, окислителях да ещё предлагают мудрёные формулы совершенно китайского пошиба.

Конечно, по-настоящему образованный энтузиаст кое-что почерпнёт и вынесет из любого сочинения - даже, быть может, более, чем шаблонный ремесленник, но при условии известной подготовки, стоящей немало времени, издержек и трудов. У новичка же редко есть точное сознание того, что ему прежде и более всего требуется знать, поэтому он, как и вполне понятно, сначала хватается за то, что попроще и позанятнее, и лишь впоследствии, после целого ряда опытов, постигает главную суть дела и пополняет теоретические пробелы. Случается, например, что он, самым аккуратнейшим образом взвесив, приготовив и смешав все части состава по данному рецепту, в результате получит смесь, которая при первом же опыте оказывается негодной. Смесь эту, делать нечего, приходится бросить, хотя она, быть может, очень недешева; а между тем, он сознает, что стоит ему лишь сделать какую-нибудь, иногда ничтожную, прибавку или убавку той или другой части состава, а иногда и того меньше: смочить или подсушить, разрыхлить или уплотнить смесь и вся беда исправлена. Но что прибавить? Чем поправить? That is the question!..

Впоследствии он, конечно, додумается до сути дела и, пожалуй, сам себя обругает за недомыслие; но, в сущности, он вовсе не виноват — ему в то время не хватало теоретических сведений, которыми он впоследствии обогатился, бредя ощупью, наобум.

Но даже и в этом случае, т.е. добившись положительных результатов путём бесконечных опытов и бесчисленных неудач, любитель потратил без всякой пользы массу времени, труда и денег на то, что наука могла бы дать ему в готовом виде; а полученные им результаты все-таки представляют собой лишь догадки, т.к. проистекают исключительно из эмпирических данных.

Пиротехническое любительство
Пиротехническое любительство

Пиротехник-любитель и химия

Пиротехника основывается исключительно и почти всецело на научных началах химии вообще и пиротехнической химии в частности, так что, в сущности, составляет особый, самостоятельный отдел технологии. Поэтому пиротехник, не знающий основательно химии, относится к пиротехнике так же, как формовщик — к ваянию, т.е. как ремесленник, который механически, шаблонно, бессознательно воспроизводит линии, указанные ему ваятелем. Между тем, научная пиротехника далее не требует предварительного опыта, теоретически предрешая весь ход искомого процесса до крайней, мельчайшей подробности. А потому если и нужна практическая поверка, то исключительно ради побочных обстоятельств, лежащих вне контроля теории: за норму приняты смеси, составляемые из идеального материала и сработанные в совершенстве; на деле же приходится брать материал с теми или другими недостатками, довольствоваться далеко не совершенной отделкой, а вдобавок считаться с влажностью и температурой окружающей среды. Поэтому прав Вебский, утверждая, что вполне точных пропорций для рецептов нет и быть не может: какое-нибудь пустяшное обстоятельство может повлиять на состав; но прав и Эшенбахер, говоря, что эмпирику поневоле приходится бросить неудавшийся состав только потому, что он не ведает, в чём тут ошибка или недочёт.

Именно эти-то сведения, т.е. главным образом пиротехническая химия, должны быть изложены в книге по пиротехнике, ориентированной на любителей, и притом настолько популярно, чтобы быть доступными каждому, т.к. автор должен предполагать перед собой читателя, не имеющего никакого понятия о химии.

Кустарное изготовление пиротехники
Кустарное изготовление пиротехники

Есть огромный перекос в научном изучении пиротехники: люди науки занимались в основном только военной и гражданской пиротехникой и, надо отдать им справедливость, ушли в ней довольно далеко; но на фейерверк, на «потешные огни» мало кто обращал внимание, вследствие чего производство это почти всецело осталось в руках эмпириков, а поэтому почти не двинулось с места. Мало того: комнатная пиротехника, когда-то занимавшая довольно видное место, совершенно исчезла, от нее остались лишь китайские звёздочки да елочные бенгальские огни. Театральный фейерверк, и весь-то очень несложный, клонит к тому же концу: багровый свет зарева, вулканических извержений, заката, рассвета, голубой и зелёный свет в феериях, золотое и белое сияние, молния и зарница - все эти эффекты производятся уже не цветными составами, не магнием, не ликоподием, а чаще всего электрическим способом или волшебным фонарём, так же, как ружейные и пистолетные выстрелы и специально беглый огонь очень удачно копируются особого рода трещотками. Наконец, прежние грандиозные пиротехнические представления совсем вывелись, а из крупных фейерверков остались только высокоторжественные в Петергофе да подобные им, но не периодические, а случайные, в заграничных центрах.

В силу всего этого «потешные огни», значительно обмельчавшие, вошли в область простых дачных удовольствий и наиболее видную роль играют в программе содержателей загородных кафешантанов и увеселительных садов. Потому и пиротехнические лаборатории довольствуются изготовлением чисто рыночных изделий, которые можно очень дёшево купить не только на складах, но чуть ли не в любой игрушечной или табачной лавочке, наравне с размалеванным «Ванькой» или с коробкой шведских спичек...

Впрочем, и то сказать: лаборатории имеют цель чисто промышленную; а о чём же промышленности и хлопотать, если спроса на что-либо лучшее нет и даже не предвидится?

Но для любителя вопрос появляется в ином виде: он может и не довольствоваться грубыми, элементарными эффектами, а, вероятно, желал бы достичь максимума силы яркости и чистоты красок в цветных огнях, желал бы рассчитать до абсолютной точности действие активных составов, желал бы избегнуть густого облака вонючего дыма, происходящего от неполного сгорания и способного застлать всю декорацию. Но в существующих условиях подобная цель достижима лишь до известной степени, и то в крайне узких пределах, т.к. составы изготовляются в виде порошков, образующих не органическое целое, как, например, пироксилин или гремучая ртуть, а смесь крупинок различных веществ. Даже порох, как бы мелко он ни был протёрт, образует не однородное тело, а смесь трёх веществ: угля, селитры и серы. Следовательно, при наличных данных дальше того, чего в лучшем случае достигли эмпирические пиротехники, пожалуй, и не пойдешь.

Если же следовать тому пути, на который указывает высшая пиротехника, т.е. добиваться не смесей, а сложных химических составов, образующих однородное вещество, тогда получатся совершенно иные результаты, — хотя бы, например, с бенгальскими огнями: пока возможно лишь рассчитать приблизительный колер и тон цветных огней, а при условии химической синтезы вполне мыслимо добиться точно определённого эффекта. Но как и из чего изготовить подобный состав — вопрос, на который, по всей вероятности, скорее всего ответит просвещённый любитель, работающий именно в этом направлении.