Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Специальные цветные пламенные составы

Бенгальские огни

Пиротехническая наука, воистину, премудрая! Ведь имея дело со столь опасными материями, как фейерверки, нужно безупречно знать теорию, а также быть отменным практиком, не по наслышке зная, как работать с химическими веществами. Любительство в этой сфере не имеет право на существование, поэтому, как любят писать на телевидении при демонстрации особо опасных каскадерских трюков - "выполняется профессионалами, не пытайтесь повторить это дома"!


Выше дано несколько рецептов для составления цветных смесей которые, смотря по желанию, пригодны не для одних бенгальских огней, но и для звёздочек, цветной мелочи, лейхткугелей и т.д. Теперь коснемся составов, пригодных исключительно для сжигания, в виде свободно насыпанных кучек или дорожек.

Составы эти имеют основанием смесь бертолетовой соли с серой в порошке (Scbwefelpulrer) в следующих долях: бертолетки - 79, серы - 21. Смесь эта называется «основным составом» (Hauptsatz). С помощью основного состава изготовляются следующие бенгальские составы:

Фиолетовый Голубой Зеленый Красный
светл. бел. лазор. темн. светл. ярк. темн. пурпур. ярк. розов.
Основного состава 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Углекисл. стронциана - - - - - - - 20-30 - -
Мела в порошке - - - - - - - - 20-30 -
Хлористого кальция - - - - - - - - - 20-30
Борной кислоты - - - - 15 - - - - -
Углекислого барита - - - - - 30 - - - -
Азотнокисл. барита - - - - - - 20 - - -
Жженых квасцов 15 15 50 15 - - - - - -
Углекисл. окиси меди - - - 15 - - - - - -
Поташа 15 25 - - - - - - - -
Таблица 71. Составы бенгальских огней.

Бенгальские составы знаменитого пиротехника Marchand имеют в основании иную дозировку, по большей части такую; бертолетки - 61, серы - 16. Главные рецепты, его для красных и жёлтых огней сводятся к следующим смесям:

Красный Желтый
пурпур. яркий розов. красно-оранж. I II III
Бертолетовой соли 61 61 61 62 61 - -
Серы 16 16 16 14 16 16 17,5
Углекислого стронциана 23 - - - - - -
Углекислой извести - 23 - 34 - - -
Углекислого натра - - - - 23 20 20
Селитры - - - - - 50 61
Пороха - - - - - 14 -
Угля - - - - - - 1,5
Таблица 72. Основные составы красных и жёлтых бенгальских огней.
Огонь бенгальской свечи
Огонь бенгальской свечи

Спиртовые огни

Горючим основанием служит алкоголь, который в некоторых случаях можно заменить метиловым спиртом; окраску пламени дают металлические соли. Способ изготовления следующий. Соли растворяют в спирте до полного насыщения; в раствор погружают фитиль из непряденого хлопка, дают хорошенько пропитаться, затем напудривают его той же солью и основательно просушивают (фитиль можно сделать и просто из ваты, нетуго скатанной между ладонями). Тогда сливают раствор в обыкновенную спиртовую лампу, вставляют фитиль и, когда требуется, зажигают. Если соль нерастворима, то довольствуются тем, что смачивают вату (в этом случае - тампон, т.е. комок) алкоголем, хорошенько проваливают и напудривают его в порошке соли, опускают до 2/3 в открытый сосуд, наполненный спиртом, и зажигают. При таких условиях окраска менее равномерна, но пламя - шире. Погружать тампон глубже 2/3 нельзя, т.к. фитиль, весь покрытый спиртом, горит почти бесцветно, а слишком мало погруженный в спирт - слишком слабо красит огонь, и без того уже тусклый. Фитиль может служить несколько раз.

Лучше всего красят медные соли - азотнокислая, хлористая и особенно йодистая; они придают огню синевато-зелёную, очень изящную окраску, причём огонь хлористой меди иногда мелькает голубым отливом. Борная кислота и борно-хлористая медь обладают теми же качествами. По рецепту Чиколева, хороший зелёный огонь получается от следующего раствора: борной кислоты - 1 фунт, нашатыря - 1/2 фунта, венецианской яри - 1/2 фунта, спирта - 1 1/2 штофа. Красивый зелёный огонь получается ещё от азотнокислого барита и от хлористого таллия.

Голубым огнём горит алкоголь, особенно при спокойном пламени. Т.К. огонь этот горит слишком тускло, то сгустить краску можно посредством примеси селитры, квасцов, поташа или хлористого калия. Чаще всего употребляется селитра, придающая, однако, фиолетовый оттенок. Синий цвет даёт азотисто-медный аммиак.

Жёлтый огонь получается от раствора любой соли натра, предварительно смоченной каплей соляной кислоты (Acidum muriaticum). Лучше всего красит азотнокислый натр (натровая селитра), значительно хуже - поваренная соль.

Красный огонь получается от солей стронция: хлорновато- или азотнокислого стронциана, но тут гигроскопичность не играет роли. Хороший красный цвет даёт также безводный хлористый кальций.

Белый, или, вернее, бледный, свет получается от обильного напудривания фитиля тончайшим порошком металлической сурьмы. Более ярким белым огнём светят соли осмия; но соли эти по дороговизне вне конкурса.

Все эти препараты пригодны только в одном случае, и именно в том, когда они употребляются реже всего: при полном отсутствии каких-либо иных огней. Тогда они просто незаменимы, т.к. изливают какой-то особый, мерцающий, таинственный свет, чрезвычайно эффектный при мрачной сценической декорации. Например, в трагедии «Фауст» для огня в пещере колдуньи; в опере «Волшебный стрелок» (Freischutz) - в Волчьей долине, для огонька, на котором Каспар отливает магические пули; в предпоследнем действии «Гамлета» - для факелов, освещающих похоронную процессию, сопровождающую тело Офелии; в последнем действии трагедии «Ромео и Джульета» - для светильника, горящего в склепе Капулетти; в первом действии знаменитой пьесы Клейста «Das Kathchen von Heilbronn» - для лампы, освещающей мрачную пещеру, в которой заседает тайный суд (Venmgericht) и т.д. Жёлто-красным спиртовым огнём следовало бы также заменить те бледные огоньки, которые на сцене вставляются в топку якобы пылающего камина. Ярко-красный - замечательно красив и в саду, на открытой лужайке, в глухую, тёмную ночь.

Кроме этого, спиртовые огни решительно никуда не годятся.

Синоптические схемы пламенных цветных составов

Синоптические сравнительные таблицы весьма поучительны для тех, кто желает основательно познакомиться с практической дозировкой составов: таблицы эти выработаны на основании многих и долгих опытов и имеют за собой авторитет не одних только эмпириков, но и людей науки.

В сигнальной пиротехнике для получения цветных огней чаще всего пользуются следующими составами при расчёте в сотенных долях:

Ингредиенты Огни
Зелен. Красн. Желт. Синий Бел.
Бертолетовой соли 32,7 29,7 - 54,5 -
Серы 9,8 17,2 23,6 - 20
Легкого древесного угля 5,2 1,7 3,8 18,1 -
Азотнобариевой соли 52,3 - - - -
Азотностронциевой соли - 45,7 - - -
Азотнонатриевой соли - - 9,8 - -
Серно-аммиачно-медной соли - - - 27,4 -
Селитры - - 62,8 - 60
Сернистой сурьмы - 5,7 - - 6
Пороховой мякоти - - - - 15
Под чертой 100 100 100 100 100

Ингредиенты Огни
Зелен. Красн. Желт. Синий Бел.
Калийной селитры 60 62,8 - - -
Сернистого аммония 5 - 5,7 - -
Серы 20 23,6 17,2 9,8 -
Пороховой мякоти 15 - - - -
Азотнокислого натра - 9,8 - - -
Угля - 3,8 1,7 5,2 18,1
Бертолетовой соли - - 29,7 32,7 54,5
Азотнокислого стронциана - - 45,7 - -
Азотнокислого барита - - - 52,3 -
Сернокисл. медной окиси аммиака - - - - 27,4
Под чертой 100 100 100 100 100
Таблица 73. Составы цветных огней, употребляемых в сигнальной пиротехнике.
Белый Красный Зелёный Голубой
I II Светл. Тёмн. Светл. Тёмн. Светл. Тёмн.
Селитры 64 76 42 - 20 - 27 27
Серы 21 22 20 24 10 22 15 15
Пороховой мякоти 15 - - - - - - -
Угля - 2 1 - - - - -
Бертолетовой соли - - 27 20 10 18 28 28
Азотнокислого стронциана - - - 56 - - - -
Углекислой извести - - 20 - - - - -
Азотнокислого барита - - - - - 60 - -
Борной кислоты - - - - 20 - - -
Сернокислой медной окиси аммиака - - - - - - - 15
Горной сини - - - - - - 5 -
Таблица 74. Театральные огни.
Белый Красный Зелёный Тёмно-зелёный Жёлтый Голубой
Бертолетовой соли - 45 75 - 45 67,5
Селитры 90 - - - 120 22,5
Серного цвета 15 45 30 3,75 30 34,5
Сернистого антимония 45 - - - -
Азотнокислого стронциана - 195 - - - -
Азотнокислого барита - - 150 - - -
Хлорноватокислого барита - - - 60 - -
Каломеля - - - 15 - -
Соды - - - - 37,5 -
Окиси меди - - - - - 22,5
Угля - 7,5 3,75 - 2 -
Стеариновой кислоты 15 22,5 22,5 - 22,5 -
Шеллака - - - 11,25 - -
Таблица 75. Составы для бегнальских факелов.
Бел. Красный Синий Желтый Оранж. Зеленый Фиолет.
I II III IV I II I II I II III I II
Поташа - 12 10 2 25 4 40 4 4 3 20 - - 9 14
Калийной
селитры
8 - - - - - - - - - - - - - -
Азотнокислого
стронциана
- 39 12 2 25 - - - - 10 - - - 4 -
Азотнокислого
барита
- - - - - - - - - - - - - - -
Хлорнокислого
барита
- - - - - - - - - - 24 3 6 6
Серы 3 12 6 - - - - - - - 13 1 - - -
Сернистой
сурьмы
2 - 3 - - - - - - - - - - - -
Каломеля - - - - - - 32 - - - 13 9 - 1 4
Сернистой меди - - - - - - 22 - - - - - - - -
Сернок. медн. окиси аммиака - - - - 3 - - - - - - - - - -
Соды (двууглекисл. натра) - - - - - - - 1 - - - - - - -
Мела - - - - - - - - - - - - - - 5
Борной сини - - - - - - - - - - - - - 1 -
Щавелевокисл. натра - - - - - - - - 2 3 - - - - -
Сажи - 2 - - - - - - - - - - - - -
Сахара - - - 1 12 2 9 2 - - - - 1 - -
Шеллака - 2 - - - - - - 1 3 1 4 0,5 0,5 0,5
Камеди 0,5 - - - - - - - - - - - - - -
Пороховой мякоти 1 - - - - - - - - - - - - - -
Хлорист. окиси меди - - - - - 1 - - - - - - - - -
Сала - - - - - - 2 - - - - - - - -
Таблица 76. Бенгальские составы.
Белый Красный Зеленый Голубой Фиолет.
I II I II I II I II I II
Бертолетовой соли - - 16 15 - 3 8 40 6 -
Калийной селитры 4 4 - - - - 2 - - 2
Азотнокислого стронциана - - 24 25 - - - - 4 -
Хлорнокислого барита - - - - 18 3 - - - -
Нашатыря - - - - - - 1 - - 1
Каломеля - - - - 7 - - 32 - -
Серы 1 1 - 13 - - - - - -
Сернистого аммония - 1 - 4 - - - - - -
Сернистой меди - - - - - - - 22 - -
Пороховой мякоти 1 - - - - - - - - -
Ликоподия - - 4 - - - - - - -
Сахара - - 1 - - - 4 9 3 -
Шеллака - - - 1 3 1 - - - -
Сала - - - - - - - 2 - -
Горной сини - - - - - - 2 - - 1
Таблица 77. Дополнительные составы бенгальских огней.