Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Порох: разрушитель рыцарских традиций

Битва при Равенне состоялась в 1512 г. В этот год очередная французская армия напала на итальянцев вместе с испанцами. Французы с помощью одного ядра уничтожили 33 всадника в тяжелых доспехах. Из-за пороха кровопролития стало еще больше, чем раньше.

Выживший в битве под Маастрихтом рассказывает, что видел, как бойцы оставались без рук и ног. У некоторых воинов не было целого лица, а также виднелись внутренности.

С разрушительными последствиями пороха Амбруаз Паре был знаком лично. Он родился в 1517 г. Поначалу Паре помогал местному цирюльнику. Через несколько лет Амбруаз заинтересовался медициной и стал военным хирургом. Он оперировал раненых солдат из армии Франции в 40 военных операциях. В то время хорошие хирурги были редкостью. Обычно их роль играли простые коновалы, которые следовали инструкциям от врачей. Знаний и опыта в хирургических операциях с огнестрельными ранениями не хватало.

Огнестрельное оружие оставляло часто непоправимые увечья. Раны от ружья были более серьезные, чем от меча, топора, а также стрел. Свинцовые пули из мушкетов Шекспир называл "послами свинцовыми, которые летят на крыльях огня". Тяжелые пули пробивали кости и могли навсегда сделать человека калекой.

Отверстие от выстрелов разрушало организм изнутри. Часто в открытую рану попадала грязь, а иногда и обрывки тканей. В итоге кровь раненого воина была инфицирована. Пораженную конечность тела обычно отсекали, чтобы заражение не распространилось по всему телу. Анестезий в те времена не было, поэтому уровень боли от операции зависел только от мастерства хирурга.

Стрельба свинцовыми пулями была настолько опасной, что оставляла огромный урон вокруг раны. При попадании в цель пули из свинца сплющивались. Ударная волна от выстрела распространялась вокруг раны. Медики не могли объяснить такого последствия. Врачи лишь предполагали, что пороховые пули были ядовитые. При попадании отравы в организм она распространялась по всему телу. Предполагалось, что остановить поражение можно было, если удалить яд из человеческого тела. Для этого применялось выжигание раны раскаленным железом или кипящим маслом.

После многих операций в 1536 г. Амбруаз исчерпал кипящее масло и работал без него. Тогда он заметил, что многие раненые бойцы легче переносят операцию. Также раны без кипящего масла гноились меньше. Так, врач понял, что представления о пороховом отравлении ошибочны.

Применения огнестрельного оружия все чаще приводило к ожоговым ранениям. Мушкеты взрывались, а порох мог загореться в процессе боя. Воины из-за этого получали непоправимые увечья.

Хирург Паре вспоминает, как он работал под Турином. Амбруаз говорит, что один раз он лечил 3 раненых, которые пострадали от ожогов. Паре отмечает, что их лица обгорели до неузнаваемости. На одежде можно было заметить следы пороха.

Сержант, который привел раненых, спросил у врача, можно ли их спасти. Хирург ответил, что это невозможно. Тогда старый солдат моментально перерезал им артерии. Он сделал это, чтобы бойцы со смертельными ранениями долго не мучились.

Амбруаз отмечал, что порох вредит не только противнику, но и своим. Артиллеристы часто теряли слух во время постоянной пальбы. Так происходило из-за взрывной волны, которая разрывала ушные перепонки. Внутренние ушные мембраны не справлялись с последствиями от бесконечной череды выстрелов. Почти все артиллеристы того времени были глухими.

Французский врач в 1545 г. изложил свой опыт в книге под названием "Методы лечения ружейных ранений". Из-за пережитых событий хирург не переносил использования огнестрельного оружия. Паре проклинал создателя этой "пагубной машины" в своих воспоминаниях.

Паоло Вителли, флорентийский полководец, который в 1498 г. приказал отрезать конечности shiop-petlieri противника. Он сетовал на то, что мужланы имели наглость выстрелить в рыцарей из аркебузов. Аристократы в Европе часто критиковали использование пороха.

Считалось, что владельцы огнестрельного оружия — настоящие трусы. Ведь для их применения не требовались физические навыки. Порох позволил слабакам стать наравне с сильными.

Из-за ружей часто гибли невинные люди, поскольку артиллерист нередко промахивался. Старинные ружья имели сильную погрешность.

Сражение с использованием огнестрельного оружия аристократы называли безумием. Считалось, что из-за ружей вымирали традиции рыцарства, которые чтили люди того времени.

Лодовико Ариосто сочинил в 1532 г. стих про огнестрельное оружие. Он гласил:

Создание адское! С тех пор,
Как стало ты известно.
Война не славу; а позор
Разносит повсеместно...

Рыцари критиковали ружья, чтобы сохранить свою привилегию на использование оружия. Ведь для того, чтобы владеть мечом, нужны были годы тренировок. С изобретением пороха рыцари утратили монополию на насильственные действия.

Через некоторое время критика ружей начала ослабевать. Огнестрельные оружия становились массовым товаром и были у многих. Элита продолжала настаивать на отмене пороха, но их уже мало кто слушал. Таким образом, рыцари перестали чувствовать социальное превосходство.

Была также религиозная группа людей, которая считала изобретение пороха дьявольским. Один поэт называл серный порошок "адова мука". Создателей пороха проклинали за использование темной магии. Черная сажа и зловоние только усиливали слухи о дьявольском изобретении.

Про огнестрельное оружие поэт Джон Милтон в 1667 г. сочинил стих под названием "Потерянный рай". В нем Милтон назвали изобретателя пороха "Люцифером". Будто бы он проиграл сражение с небесными силами и решил отомстить человечеству.

Служители церкви часто говорили в своих проповедях, что разрушительные машины необходимо запретить. Они отмечали, что Архангел Рафаил запрещал Адаму пользоваться разрушительной техникой. Но все было напрасно. К словам клириков мало кто прислушивался.

Государственные служащие скупали все огнестрельное оружие. Клирики в качестве покровительницы артиллеристов выбрали святую Варвару. Теологические устои не могли остановить международное соперничество. Со временем огнестрельное оружие перестали называть дьявольским творением.

Ученые эпохи Возрождения спорили в своих трактатах об исторической ценности новых знаний. Являются ли труды изобретателей наработками или же это оригинальное открытие.

Одна группа историков считала, что порох уже применялся во время войны с Троей. Противники древнего происхождения ружей спрашивали другую сторону о том, где же были орудийные амбразуры в античных крепостях. На этот вопрос первая группа историков не могла дать внятный ответ. Таким образом, спор о древнем изобретении первая группа историков проиграла.

Со временем пороховые пушки и другие артиллерийские орудия становились незаменимыми атрибутами эпохи. Например, Шекспир использовал огнестрельное оружие в сексуальном подтексте. В одном его произведении герой Генрих 5 произносил:

"Вот нажму курок, — И вылетит огонь".

Постепенно луки полностью заменялись огнестрельными ружьями. Со временем оружием мужества стали ружья. Стрелковое оружие начинало превосходить мечи, палицы, дубины, которые раньше пользовались большим уважением в обществе.

В начале 17 века критики огнестрелов считались старомодными лицемерами. Публика потешалась над ними, мол они не могут принять технический прогресс. Шекспир в книге "Генрих IV" произносит от лица персонажа Хотспера следующие презрительные слова, адресованные придворному, которые испугался выстрелов:

"И крайне жаль, твердил он, в самом деле,
Что из утробы благостной земли
Противную селитру извлекают,
Которой столько славных рослых малых
Погублено коварно, и, не будь
Проклятых пушек, он бы стал солдатом".

Сословные перегородки были уничтожены, благодаря созданию пороха.