Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Первые фейерверки и сценические спецэффекты

Кроме военной функции пороха, его стали использовать для развлечений и празднования победы.

Победоносные сражения артиллеристы отмечали залпом из всех орудий. Такие фейерверки также ознаменовали окончание войны или успешную осаду крепости. Считалось, что победа была общей, поэтому ее должны были почувствовать все слои населения. Запах пороха начал означать не только ужасное событие, но и радостное.

Постепенно порох начали использовать для запуска фейерверков. В 15 веке пиротехнические представления становились все более популярными. Особенно это можно было наблюдать в итальянском городе Сиене, а также других европейских странах.

В гипсовые фигуры забивали пороховые смеси, которая поджигалась в момент пиротехнического представления. Огненные столпы пламени поднимались до неба.

В 16 веке популярность пороха достигла пика. Серный порошок в это время продавался в массовом доступе. В середине 16 века Анну Болейн, вторую жену Генриха 8, короновали. Это произошло в 1533 г. На улицах в день коронации было организовано пиротехническое представление. На нем огромный красный дракон изрыгал языки пламени в людей. Толпа рядом с драконом была настроена воинственно. Шум представления раскатывался по всему городу.

Пиротехнический спектакль проходил на барже, которая находилась в центре огромной флотилии. Через 3 года после ее коронации палач казнил Анну Болейн за государственную измену.

Со временем модные направления менялись. Итальянские мастера стали возводить целые строения из пиротехнических элементов. Их также называли "машинами", а еще "храмами". Из фейерверков возводились высотные деревянные постройки. Они могли быть 5-7 этажными. По бокам были развешаны цветы, а стены сооружения украшены витражами и позолоченными статуями. Ночью эта конструкция поджигалась, и зрители могли наблюдать настоящий салют. Эффект от взрывов и пламени сильно завораживал.

Представления пиротехников из протестантского Севера были намного аскетичнее. Зрители видели конструкцию, состоящую из фейерверков, целиком. Перед взрывом изделия демонстрировали публике.

Основной частью представления было круговое движение фигур. Они перемещались с помощью прикрепленных ракет. По сторонам летели искры и языки пламени. Огненное движение по кругу назвали "колеса Екатерины". Так звали мученицу из 3 века, которую привязали к колесной дыбе и пытали.

Пиротехнические эффекты достигались производителями с помощью изменения пропорции. Мастера фейерверков экспериментировали с количеством пороха, а также серы и древесного угля. Иногда к общему рецепту добавляли дополнительные элементы. Например, когда требовалось подкинуть вверх сноп искр, в состав пороха добавляли молотый уголь. Для усиления пламени также часто использовался порошок из медных мелких опилок.

Чтобы изготовить фейерверки, мастера должны были работать очень аккуратно. Из увлажненных пороховых комочков изготавливали "звезду". Мастер должен был слепить из общей массы шарики, а затем высушить их. Пиротехническое изделие горело всего несколько секунд.

Второй вид пороха мастер изготавливал в форме угольной свечи, которая содержала в составе сахар. Свечной композиции покрывался состав из чистого пороха, а также "звезды". Слои укладывались в трубку по очереди. Сначала порох, затем вид пороховой смеси под названием "звезда", а в конце свечная композиция. Последовательно повторялась, пока порох не заполнит всю трубку.

В момент поджигания верхний слой сильно горел, а также раскидывал по сторонам сноп искр. Когда огонь доходил до пороха, происходил взрыв. В этот момент из трубки вылетала горящая "звезда". Затем свечу снова поджигали, и процесс повторялся.

Пиротехника продолжала развиваться. Со временем на представлениях к драконам прикреплялись огнеметные орудия с гравировкой святого Георгия. В 1650 г. польский эксперт по фейерверкам Казимир Семянович, находясь при королевском дворе, рекомендовал своему князю, чтобы местный пиротехник показал ему представление под названием "Колесо Фортуны".

Представления с каждым годом становились лишь эксцентричнее, добравшись до кульминации "эпохи излишеств" в 1748 г. - во время празднества по случаю окончания войны за австрийское наследство, хотя бы ненадолго приостановившего боевые действия.

Отмечали это событие с помпой. Небеса над столицами многих европейских государств озарили салюты, тогда как англичане и вовсе к торжеству готовились несколько месяцев - с конца осени до грядущей весны.

Руководимые Гаэтано Руджиери, пиротехником-итальянцем, строители за это время возвели из обтянутого побеленным холстом бруса "храм", возвышавшийся в небо этажей на десять и занявший площадь такую же, как два квартала.

Итальянец установил в нем больше 10 000 экземпляров самых разных фейерверков, запуск которых планировался на вечер. Еще большей грандиозности салюту придало исполняемое оркестром и медными пушками музыкальное сопровождение Ф. Генделя, написанное им к этому.

Но каким бы профессионалом не был пиротехник, работа с порохом всегда очень рискованна. В один момент левое крыло постройки загорелось и вскоре обрушилось, знатно подпортив торжество. К полуночи Руджиери все еще продолжал запускать свои шутихи, хоть большинство из них так и не сработали.

Собравшаяся публика осталась разочарована случившимся, и в будущем празднества были значительно упрощены. Хотя в Англии в любом случае все прошло гораздо спокойнее, чем у французов. Из-за спора о праве запускать королевские фейерверки в Париже действие закончилось дракой между местными пиротехниками и мастерами-итальянцами, совершенно забывшими о своих "поделках". Итогом стал взрыв, погубивший человек сорок зрителей.

Долгое время порох использовался только для придания сражениям эффектного вида, но в один момент он нашел себе применение и в классическом театральном искусстве. В 1496 г. во время одной из постановок игравший дьявола актер ожидал момента своего появления на сцене.

Одеяние было подобрано соответствующее, украшенное всеми привычными сатанинскими регалиями, к которым решили добавить еще и несколько зарядов с порохом, чтобы выступление получилось зрелищнее. Перед самым выходом костюм, конечно же, загорелся прямо на нем. В частности, "на ягодицах", - как уточнялось в описании представления.

К объятой пламенем жертве эффектных зрелищ на помощь бросились люди, не только потушив пожар, но и переодев актера, чтобы тот все равно смог вовремя появиться на сцене и, скрывая боль от ожогов, отыграть всю свою роль, лишь после окончания которой отправился домой на лечение. Но даже век спустя театралы не пренебрегали дополнять представления стрельбой из пушек. В "Генрихе V" после строк:

"...канонир
Подносит к пушке дьявольский фитиль -
Все сметено..."

добавлена ремарка: "Тревога. Пушечная пальба".

Еще одно интересное применение пороха нашлось в образе обязательного для всех праздничных мероприятий участника, прозванного "зеленый человек". Облаченный в украшенный побегами плюща костюм, этот энтузиаст налеплял себе на лицо черную бороду и, как о нем писали, "бывал очень уродлив на вид".

Размахивая булавой, изготовленной для него опять же пиротехниками, он разбрасывал во все стороны искры, безудержно отплясывал, освобождая путь торжественной процессии, и швырял в ликующую толпу хлопушки.

Не были исключением случаи, когда бездумная игра с фейерверками приводила к трагедиям. В 1574 г. был опубликован специальный эдикт, предостерегающий антрепренеров от нанесения вреда подданным Ее Величества посредством "особых" театральных инструментов.

Но предупреждение не помогло. Июнь 1613 года, когда в лондонском "Глобусе" ставили "Генриха VIII", ознаменовался прекращением существования этого театра. Ради большего реализма труппа Шекспира решила подпалить немного пороха. В театре с соломенной крышей. К счастью, никто в нем не остался - все уцелели. Только один из посетителей, как писали в тогдашних сообщениях, подпалил себе зад, но благодаря своей предусмотрительности успел сбить огонь элем из бутылки.