Магазин фейерверков №1Самый большой выбор пиротехники в России!
  • Более 4000 наименований
  • 15 лет безупречной работы
  • Бесплатная доставка
  • Подарки покупателям
ББ-Салют логотип
Подбор по параметрам

Философская и физическая природа огня

Еще с древних времен философы размышляли о первоначалах нашего мира. Многих из них привлекал огонь – нередко именно его считали основой Вселенной.

В V столетии до нашей эры древнегреческий философ Гераклит сформулировал гипотезу о том, что космос всегда был, есть и будет оставаться огнем, вовеки живой субстанцией, которая то активно разгорается, то постепенно угасает.

Спустя сотню лет, в IV столетии до нашей эры огонь был включен в ряд природных начал – стихий. Таким его обозначил ученый Аристотель. По его мнению, именно огонь, вода, воздух и земля являлись четырьмя "китами", на которых и держалось все мироздание. Позже к этой концепции будут и прислушиваться, и относиться скептически.

Вплоть до XVII столетия величайшие умы человечества были убеждены, что огонь – главная стихия, из которой все вышло и которая является одним из "кирпичиков" нашего мира, лежащим в фундаменте огромного дома Вселенной.

Тогда никто даже подумать не мог, что огонь может быть чем-то другим, к примеру, итогом реакции разложения и результатом взаимодействия элементарных частиц. На изменение тенденции научной мысли повлияло изобретение пороха. Порох радикально изменил понимание сущности огня, а также понимание законов природы в целом.

Он дал толчок развитию науки XVII века, многими открытиями которой мы пользуемся до сих пор. Это изобретение стало воплощением стихии огня и могло помочь найти ответы на волновавшие ученых вопросы, отыскать ключ к пониманию этого явления.

Серу теоретики считали воплощением свойств горения, а древесный уголь, способный предельно сгорать и практически не оставлять золу, казался подходящей для огня пищей. А вот селитра, дающая пороху жизнь, еще долгое время оставалась загадкой для всего научного сообщества, ведь чтобы трактовать ее природу, следовало опираться на надежную теорию, которой на тот момент пока не существовало. Действие пороха в итоге удалось объяснить химикам, однако до этого требовалось определиться и отработать подходящую методологию и разработать необходимый инструментарий.

Естествоиспытатели и ученые, что принимали участие в изучении природных явлений, связанных с огнем, не имели предшественников, что значительно осложняло задачу изучить и подчинить эту стихию. Не было таких древних ученых, на чьи суждения можно было бы опереться. Если, например, математики и астрономы познавали мир, пользуясь трудами и наработками Евклида и Птолемея, то натуралисты оставались в незавидном положении.

Эта область знания была совершенно новой, только зарождалась. На этом этапе отсутствовали четкий инструментарий, методология, не было конкретной структуры науки. Больше всего вопросов вызывал порох, но найти ответы на них тогда было невозможно, хотя и необходимо, ведь с точки зрения практики знания о порохе могли помочь ученым подчинить природу.

В странах Азии и Европы была разработана методология, которая помогала очищать химические соединения. Опыт европейских алхимиков, работавших с селитрой, стал рентабельным и актуальным для ранних этапов истории пороха, на их исследования опирались многие последователи. Однако выдвинутые затем гипотезы стали значительной преградой на пути прогресса. Мир и мировые процессы ученые пытались объяснять соответственно, искали то, что могло бы объединить планеты и металлы, жизнь божественную и жизнь человеческую. Граница между наукой и мистикой, научными исследованиями и фантазией была практически незаметна, если не стерта вовсе.

Подобный взгляд на вещи полностью противоречил позиции Аристотеля, который в вопросе философии мироздания придерживался убеждения, что фундаментом Вселенной и всего в ней существующего являются стихии – огненная, воздушная, водная и земная. Позиция Аристотеля продолжала пользоваться успехом и имела большое влияние и в шекспировские времена: в университетах ее уважали, а суждения древнегреческого философа считались источником всех достоверных знаний и известных фактов, хотя мнение Аристотеля не то чтобы умещалось в рамки христианской концепции.

Философию Аристотеля начали ставить под сомнение в период Ренессанса, когда человеку уже были доступны порох, печатный станок, компас и другие изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор. Ученый Ф. Бэкон предсказывал, что на тот момент изобретатели уже могли подарить людям и другие, новые чудеса, о которых умы того времени даже не задумывались. Закладывался и новый подход к науке – систематический эксперимент: теоретики стали изучать работу мастеров, которые имели дело с порохом, и наблюдали за явлениями, которые невозможно было понять только на словах. Теория и практика сблизились, что помогло неведомому и непонятному стать четким и ясным.